Виды туфель мокасин и рекомендации по их ношению. Как выбрать мужские мокасины
Мокасины или лоферы. Сегодня хотелось бы сделать небольшой экскурс по мокасинам.
Во-первых, мы обсудим богатую историю этого вида обуви.
Во-вторых, рассмотрим как выбрать, носить и купить мужские мокасины.
Что такое Мокасины?
Мокасины имеют долгую историю. Но сначала давай разберёмся, что этот термин на самом деле обозначает. Энциклопедия Britannica описывает мокасины как «бескаблучная обувь из мягкой кожи, подошва которой может быть твердой или мягкой и гибкой. Верхняя часть мокасин часто украшена вышивкой, бисером или других орнаментом.
Обрати внимание, некоторые люди утверждают, что подлинные мокасины не имеют отдельной подошвы. И, отчасти, это правда. Мокасины многих индейских племен не имели жесткой подошвы. Из-за мягкой кожи вместо нее они идеально подходили для лесных угодий и охоты. Часто к ним приделывали отдельную подошву из кожи зубра. Таким образом, мокасины были идеальной обувью у охотников и воинов, позволяя незаметно и бесшумно подбираться к своей жертве.
Ботинки на каблуке, такие как лоферы, которые часто рекламируются как мокасины, технически таковыми не считаются. Лоферы пришли из Норвегии, где считались обувью для дома Одна американская семья, увидев открытку с норвежцами в лоферах, быстро освоила эту обувь в производство. Благодаря удобству и неформальности лоферы быстро стали популярными на западе. Как видишь, корни и истории разные, поэтому лоферы ни в коем случае нельзя считать мокасинами.
История мокасин
Хотя можно утверждать, что мокасины являются квинтэссенцией североамериканской обуви, вполне вероятно, что они прибыли в США около 30 000 лет назад через Берингово море из Азии. Впоследствии они были приспособлены индейскими племенами и были немного изменены из-за разных климатических условиях и мест обитания по всей Северной Америке.
Этимологически слово мокасины происходит от алгонкинского языка Похатан где makasin означает обувь. В самом деле, большинство коренных индейских племен Северной Америки имеют схожие слова для обозначения слова обувь. Племя Algonquians были первыми людьми, с которыми столкнулись европейцы в 1615 году в Северной Америке.
Стили мокасин
Хотя существуют различные стили мокасин, которые развивались из-за различных мест обитания и климата, их можно разделить на два типа: мокасины с жесткой и мягкой подошвой.
Жесткие мокасины, как правило, связаны с западными и степными районами Северной Америки. Подошва часто делалась из жесткой кожи зубров и была предназначена для защиты ноги владельца от суровых кактусов и травы прерий, типичной для местности в тех областях. Кроме того, они также обеспечивали защиту от острых камней. Жесткие мокасины, как правило, изготавливались из нескольких слоев кожи.
Мокасины с мягкой подошвой происходят из районов восточных лесов Северной Америки, где преобладают редколесья с лиственными и хвойными деревьями, листья которых делают земельный покров мягким и безопасным для ноги. Мокасины с мягкой подошвой часто были сделаны только из одного куска кожи. Основой этих мокасин был простой шов, идущий по центру.
Эти два основных типа мокасин дали огромное разнообразие стилей, которые носили индейские племена. Эти стили были настолько разнообразны и своеобразны, что по мокасинам можно было определить племя, к которому принадлежал их владелец.
Кожаные мокасины
Мокасины были сделаны из мягких выделанных шкур оленей или бизонов. Мокасины из оленьей шкуры были собраны наизнанку, благодаря чему строчка была скрыта. Жилы и сухожилия использовали вместо обвязок и шнурков. Мокасины были довольно распространены среди индейских племен, однако каждое племя имело отличительные методы украшения. Женщины некоторых племен часто приделывали длинные голенища своим мокасинам, придавая им внешний вид сапог.
Мокасины были созданы для комфорта и практической носки. Так как они были созданы для конкретных мест обитания и местностей, не удивительно, что очень скоро они стали основной обувью для многих европейских поселенцев. Среди поселенцев европейцев они пользовались спросом среди охотников и торговцев, которые должны были пройти большие расстояния пешком.
Мокасины оставались популярным выбором среди европейских поселенцев из-за их практичности, но, как только страна стала более устойчивой и промышленной, они медленно, но верно начали терять свою популярность. После окончания Второй мировой войны новое поколение вышло на дороги, чтобы исследовать естественную красоту своей страны. И тут люди вновь вспомнили про мокасины. К этому времени успехи в производстве позволили изготавливать их из различных типов кожи и цвета, что, несомненно, прибавляло им популярности. Они очень скоро обрели большую популярность, о чем свидетельствует тот факт, что одна из самых крупных компаний производящей мокасины, Minnetonka, была основана в 1946 году, как раз после окончания второй мировой.
Сегодня большинство мокасин имеют жесткую резиновую подошву. Оригинальные мокасины редко носят на улице, потому что тротуар и бетон быстро приводят их в негодность. Но некоторые используют их в качестве домашней обуви.
Мокасины Driving Moc
Сегодня самый популярный стиль мокасин — это Driving Moc. Технически это не совсем настоящие мокасины, а детище Диего Делла Вале из Тода, Италии. Его отец владел обувной компанией, которая сотрудничала с Saks Fifth Avenue и Neiman Marcus 16 лет. Как-то он наткнулся на интересную пару «мокасин», которые были сделаны в Португалии. Хотя они были плохо и неаккуратно сшиты, он нашел их интересными и принес пару к себе домой. Сегодня они являются основной их бренда.
Мокасины Drivin Moc имеют очень интересную структуру. Стельки с маленькими протекторами, которые выступают через отверстия в подошве. Как правило, они являются неформальной летней обувью, потому что в противном случае ваши ноги быстро промокнут. Чтобы сделать их более прочными, некоторые производители начали добавлять большие резиновые элементы к подошве. Сегодня вопрос «как выбрать мокасины» стоит особо остро, и очень легко потеряться среди брендов и производителей.
Цвет мокасин
Лично мне больше нравятся необычные цвета обуви, такие как: королевский синий, зеленый, желтый, голубой. Выбирая цветные мокасины, будь осторожен, дабы не попасть под стереотипы, которые сложились о некоторых из них, например, о красных мокасинах. Как правило, мокасины носят без носков. Это не очень хорошо, потому что носки — это посредник между обувью и ногой. Этот посредник впитывает весь пот и запах. Если ты будешь носить мокасины без носок, весь пот и запах будет въедаться в обувь, что при снятии может вызвать не только отвращение, но и слезоточивость у окружающих. Хотя в последнее время люди и придумали всевозможное количество потовпитывающих вкладышей, но проблема в том, что они делают обуви меньше и обувь становится носить менее удобно.
С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели разговаривать с животными и растениями. А души их предков всегда оставались с ними в дуновении ветра, в мерцании солнечного света и тихом шелесте деревьев. Охотились эти люди не ради наживы, а для пропитания, почтительно оберегая свою землю и дары, которые она им давала. А для общения чаще использовали язык жестов и всевозможных сигналов, чем голос. Сейчас народ этот называют общим термином «индейцы», но в былые времена существовало несколько сотен отдельных племен. Только в Северной Америке их насчитывалось около 400. Они отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Некоторые из них были охотниками, иные - отважными воинами, третьи - разводили скот и занимались земледелием. Одежда индейцев Америки также была различна.
Некоторые индейские племена
Индейцы - это общее название А все потому, что когда Христофор Колумб открыл эти места, он ошибочно считал их землями Индии. В Северной части проживали оттава и оджибве. Ближе к Востоку - ирокезы и могикане. Юго-восток был заселен чероки и семинолами, Центральная Америка - народами майя и ацтеков. В Южной Америке охотились инки, а в пустынях Юго-Запада - апачи и навахо.
Одежда индейского воина
Одежда индейцев (фото представлены в статье) была разной в зависимости от ситуации и погодных условий. В обычные дни, собираясь на охоту, они одевались просто и удобно. Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты или в период ухаживания за девушками индейцы наряжались богато и красочно. состояла из или леггинсов и мокасин. Обычно мужчины предпочитали ходить с обнаженным торсом. Эти люди не придавали особого значения гардеробу, как принято у европейцев. Отправляясь на охоту, мужчины натягивали на щиколотки ноговицы, напоминающие современные гетры. Вожди индейцев прерий ходили в белых рубахах, украшенных скальпами врагов. В холодную погоду на плечи накидывался плащ из бизоньей шкуры, мехом к телу. Постепенно индейцы стали предпочитать накидки из овечьей шерсти. Одежда северных индейцев была дополнена рукавицами и рубахой из кожи оленей и антилоп. Также у них были плащи, похожие на одеяла, изготовленные из хлопка. На охоту некоторые племена надевали широкие кожаные пояса или безрукавки для защиты от травм. Только в XIX веке, подражая богатым европейцам, индейцы стали использовать бархат, ситец, шелк, атласные ленты для пошива нарядов. Кечуа любили надевать пончо - плащ из двух кусков прямоугольного полотна с отверстием для головы посередине, сшитый из овечьей шерсти. В теплое время года плащ складывали вдвое и носили в виде шарфа.
Во что одевались женщины
Одежда индейцев женского пола была менее заметной и более простой. Жительницы южных районов носили только юбки, другие - пояс стыдливости, стянутый на талии шнуровкой. В центре Америки женщины прикрывали интимные места кусочками меха, позднее заменив их хлопковой тканью. В холодную погоду женщины носили шаль из шерсти овцы. На спине ее можно было подвернуть и положить в образовавшееся пространство какую-либо ношу или даже ребенка. Женщины прерий носили длинные прямые рубахи, сделанные из замши. Зато все они были искусными ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, платья, плащи-пончо и покрывала. Женщины вышивали бисером и нитями, пришивали бахрому и тесьму, делали Тело и лицо девушек часто расписывались татуировками. У знатных представительниц племени лицо и руки были покрыты вычурными узорами, женщины из простого сословия наносили лишь несколько линий на кожу. В некоторых племенах рисунки на лице свидетельствовали о низком положении в обществе, а на руках, наоборот, о высоком статусе.
Одежда индейцев-детей
Дети до 5-6 лет ходили и вовсе голышом. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам. Именно в детском возрасте начинали обрисовывать тело первыми узорами. Старые и уважаемые женщины делали это с помощью рыбьих костей или колючек кактуса.
Головные уборы
Индейцы не стриглись. Поэтому даже у мужчин были шикарные волосы, перехваченные сзади широкой лентой, повязкой или ремнем. В некоторых племенах, чтобы навести страх на противника, головы брили, оставляя гребешок или тонкую косичку. Или они смазывали волосы жиром, придавали им немыслимые формы. Национальная одежда индейцев, скорее, была украшением, возможностью покрасоваться, чем необходимостью. На голове носили перья, разнообразно покрашенные и подрезанные, на теле - выдры, лисицы или другого животного. Количество перьев и вид меха определялись воинским рангом или особыми заслугами перед племенем. Например, шкуру пантеры можно было надевать только самому выдающемуся воину. В будни индейцы носили шляпы из древесной коры или соломы, которые защищали их от жаркого солнца. Равнинные племена сооружали корону из перьев. Южное население использовало сеточки для волос, а на лоб цепляло красную нить с нанизанными на нее ракушками, бисером.
Обувь
На ногах индейцы носили мягкие мокасины. Это был кусок кожи, стянутый сверху шнуром, который протягивали в дырки по краям. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой сразу несколько пар мокасин про запас. Существовала обувь с мягкой или более жесткой подошвой, высокая и низкая. Индейцы прерий богато украшали мокасины иглами дикобраза.
Украшения
Стиль индейцев в одежде отличался своеобразными этническими украшениями. На изделия из кожи наносились рисунки, вышивка, прикреплялась бахрома, бисер, ракушки. Особым атрибутом были перья. И мужчины, и женщины любили браслеты не только для рук, но и для ног, серьги. Ожерелья делали из перьев, семян плодов, оленьих копыт, скорлупы, когтей гризли, раковин и зубов животных. Позднее стали изготавливать украшения из меди, серебра и латуни. Чем массивнее они были, тем более высокое положение в обществе человек занимал. Индейцы очень любили наносить на тело татуировки, особенно это касается народов Юга. Но мужчины в основном применяли боевую раскраску, которая смывалась, чтобы выглядеть устрашающе на охоте и войне.
Одежда индейцев совсем не говорила о принадлежности их к определенному племени. Зачастую многие из них после победы в битве забирали трофеи себе и с гордостью их носили. Женщины украшали добытые в бою мужчинами рубахи бисерной вышивкой, охрой. И уже невозможно было разгадать, представителю какого племени принадлежит наряд. К тому же воины могли надевать головные уборы убитых соперников, чтобы сбить с толку противника.
Аксессуары
Одежда индейцев имела не столь большое значение, как другие дополняющие наряд вещи. У мужчин обязательно был томагавк - небольшой топорик, который являлся символом чести и доблести воина. Его рукоятку мастерили из оленьего рога или дерева, а лезвие было кремниевым или металлическим. Томагавк предназначался для ближнего боя, его украшали бахромой из замши и берегли.
До сих пор считается священным предметом для немногочисленных потомков индейцев. Изначально она была символом плодородия. Ее раскуривали по кругу, по очереди, чтобы призвать дождь. Дым символизировал облака. Позже трубку курили с европейцами для скрепления мирных соглашений. Украшением трубки мира были орлиные перья.
Индейцы до сих пор проживают на территории Америки. Сейчас четкие границы разделения народа по племенам практически стерлись. Но, несмотря на то что чистокровных индейцев осталось совсем мало, им все-таки удалось сберечь свою культуру и индивидуальность, и они продолжают глубоко чтить память своих предков.
Мокасины
Цельнокроеные мокасины с вышивкой иглами дикобраза. Восточный Вудленд. XVIII или нач. XIX в.
Зимой могли носить мокасины из шкуры с шерстью - мехом внутрь. Для тепла в мокасины набивают шерсть, сухую траву или используют по нескольку вкладок из тонкого фетра . Иногда они имеют широкие отвороты, которые в холодное время могут поднимать и перевязывать длинными шнурками. Иногда эти отвороты делаются сплошными и придают мокасинам вид коротких сапожек. У племён южной части Великих равнин женские мокасины могут сшиваться с леггинами или ноговицами в виде сапог до колен или выше, которые часто зашнуровываются или застёгиваются сбоку. На Юго-Западе к женским мокасинам прикрепляются леггины в виде обмоток из толстой белой кожи. В старинной одежде атапасков Канады обувь вообще составляет одно целое со штанами. У ирокезов , кроме обычных мокасин был и своеобразный старинный вид. Для него использовали цельную шкуру задней ноги лося, которая имеет подходящую для этого форму. Также у ирокезов известны плетёные мокасины из листьев кукурузы и древесных волокон.
Отличительной особенностью мокасин является то, что они не шнуруются через ряды отверстий. Их шнурки служат стягивающими обмотками или просто завязками. Мокасины часто вышивают бисером , иглами дикобраза и другими материалами. Отвороты иногда делают из ткани или украшают их тканевой аппликацией. Оформление несёт определённый символический смысл. На Юго-Западе обычно обходятся без украшений или ограничиваются круглыми бляхами из серебра или мельхиора.
Использовались и европейскими поселенцами, особенно охотниками и т. п.
Современные туфли-мокасины - это лёгкая обувь в стиле унисекс , своим покроем напоминающая некоторые виды традиционных мокасин.
См. также
Литература
- Кох Рональд П. Мокасины индейцев равнин // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 6. - С. 76, 78-81.
- Лобин Р. , Лобин Г. Мокасины сиу // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 6. - С. 82-86.
- Мокасины // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. - 2000. - № 6. - С. 77.
- Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / Пер. с англ. - М.: Глав. ред. восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1983. - С. 188, 189.
- Стюарт Тайрон. Мокасины шайенов // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 6. - С. 87-103.
- Сэйджер Дэйв. Мокасины с жёсткой подошвой у черноногих // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 7. - С. 95-102.
- Хэйс Джо С. , Рэмси Тим. Дастеры - мужские мокасины индейцев южных равнин // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - 2000. - № 7. - С. 74-85.
- Ясененко О. Н. Мокасины черноногих // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. - 2000. - № 7. - С. 91-94.
- Ясененко О. Н. , Уланов Т. А. , Горшкова О. А. Особенности мокасин команчей, кайова и шайенов // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. - 2000. - № 7. - С. 86-90.
- Hungry Wolf Adolf. Traditional dress: knowledge and methods of Old-Time clothings. - Summertown, TN USA: Book Publishing Company; Skookumchuck, BC Canada: Good Medicine Books, 1990. - (A Good Medicine book, № 3). - P. 12-19. - ISBN 0 913990 72 8
- Laubin R. , Laubin G. The Indian Tipi: Its History, Construction, and Use. - Second Edition. - Norman, London: University of Oklahoma Press, 1989. - P. 91-103. - ISBN 0 8061 2236 6
- Wissler Clark. North American Indians of the Plains. - N. Y., 1927. - P. 44, 45.
Ссылки
- Мокасины (как изготовить и украсить мокасины прерийных индейцев)
- Мокасины на сайте, посвящённом ремёслам индейцев (англ.)
- Мокасины криков / семинолов (англ.)
- Канадский Музей цивилизации - мокасины (англ.)
Обувь | |
---|---|
Мужская классическая | |
…неформальная | |
Женская | |
Сапоги и полусапоги | |
Открытая | |
Спортивная | |
Артистическая | |
Национальная | |
Домашняя | |
Военная | |
Детская | |
Рабочая | |
Устаревшая | |
Детали |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Кожаные мокасины можно не только купить в модном магазине, но и сделать своими рукамиСовременная мода на этно стиль возродила к жизни обувь североамериканских индейцев – мокасины. Мягкость кожи и отсутствие каблуков делают этот вид обуви неимоверно удобным и комфортным. Универсальность мокасин позволяет создавать удачные комбинации, как в стиле casual, так и в классике. Именно поэтому все чаще поисковые системы пестрят вопросом: «Как изготовить мокасины своими руками?». Попробуем не только пошить, но и разобраться в тонкостях ношения мокасин.
Немного истории
Родиной мокасин считается Северная Америка. В то время они были национальной обувью индейцев. Изначально для пошива использовалась кожа бизона и буйвола, а позднее стали применять в изготовлении обуви замшу и кожу оленей. И только с ХХ века в обиход вошла телячья кожа.
Первые мокасины можно было классифицировать по местности проживания племени.
- Для равнины шили обувь с жесткой подошвой и подогнутым вверх носком, что позволяло уберечь ноги от повреждений при хождении по камням и жесткой растительности. Для подошвы использовали кожу бизона. Пошив подразумевал объединение наружными швами двух или более кусков кожи для создания необходимой плотности. Такую обувь носили Апачи и Навахо;
- Мокасины с плотной удлиненной вверх подошвой делали в племени Навахо. Сейчас многие известные марки используют этот прием уже с целью декора;

- Для леса изготавливали обувь с тонкой мягкой подошвой. Эта обувь характерна для жителей Восточных североамериканских лесов. Опавшая листва и сосновые иголки создавали плотный мягкий ковер, по которому можно было ходить, не опасаясь за свои ноги. Это более простой вариант мокасин, пошив которых подразумевает использование одного цельного куска кожи. Кожа, как бы поднимаясь от подошвы, оборачивала ногу и сшивалась по центру наружным швом.




Подготовка кожи для мокасин подразумевала ее выделку и подкопчение. После она подвергалась окрашиванию в коричневый цвет. Для этого применяли отвары на основе коры деревьев или скорлупы орехов. Отдельные части сшивались при помощи сухожилий. Швы и узлы были наружными для обеспечения большего комфорта во время носки. И если пошив в различных племенах был идентичным, то декорирование имело отличительные черты. В качестве декора использовали иглы дикобраза, бисер, бусы, бахрому, растительные принты, мельхиоровые бляхи, монеты.
Несомненным достоинством мокасин является мягкость поступи и бесшумность ходьбы, что позволяло охотиться на диких животных американских прерий и лесов.
Женщины племен команчи, апачи, арапахо и уичита носили высокие мокасины – объединение традиционной обуви с леггинсами.
Современные бренды
Перерождение мокасин было начато в 1946 г. В это время они стали обувью путешественников и стильных повес. Наиболее известным брендом была торговая марка «Minnetonka Moccasins».
С течением времени мокасины претерпели изменений. Это не только цветовое решение, а и использование резины для изготовления подошвы.
Мягкие же мокасины стали частью домашнего гардероба.

Сегодня популярны следующие марки мокасин:
- Arrow Moccasins;

- Timberland;


- Driving Mocs;

- Gucci;

- Gagliardi;

- Louis Vuitton;

- Andy Tom;

- Quoddy;

- Zara;

- Ugg Australia.

Обилие брендов усложняет выбор. Это касается ни сколько цены и вида обуви, сколько ее цветов. Это не только этнические черный и коричневый цвета, а и множество вариаций синих, красных, зеленых, оранжевых, желтых оттенков.
Также именитые дома мод представляют в своих коллекциях обувь из кожи питона или аллигатора.


С чем носить
Мокасины являются частью летнего гардероба и их недопустимо носить в период межсезонья.
Теплые свитера и плащи в объединении с мокасинами – нонсенс.

Допустимо лишь сочетание их с теплым жилетом в стиле casual. Пляжная мода также не приемлет исконно индейской обуви.
Их универсальность позволяет создавать эффектные сочетания с множеством стилей: их носят как с костюмами спорт стиля, так и с романтичным струящимся топом.

Классикой жанра считается сочетание черных замшевых мокасин с деловым костюмом. Однако сегодня дизайнеры советуют отречься от черных мокасин.


Этот цвет слишком формален для такой простой обуви. Если все же необходима черная обувь, то предпочтение стоит отдать обуви с принтом. Мужчины могут носить мокасины с укороченными джинсами или льняными брюками.

Уместной будет такая обувь и с джинсовыми шортами. В качестве верха можно использовать рубашку или футболку-поло.

Женщины могут носить мокасины с бриджами и джинсами скинни. Топ, майка или свободная футболка добавят изящности в общий образ.




Также можно создать эффектный образ с платьем-рубашкой, подпоясанным ремешком в тон обуви. Стильная городская барышня будет чувствовать себя легко и непринужденно в мокасинах с короткой юбкой в этно стиле
Ношение колгот и носков с мокасинами является дурным тоном.

Самостоятельный пошив
Вопрос как сшить мокасины не имеет однозначного ответа. Технологии пошива разнообразны, а сложность выполнения варьируется от уровня начинающей рукодельницы до профессиональных высот.
Шьем детские мокасины из ткани
Профессионалы показывают как пошить мокасины с разными подошвами
Начинающие мастерицы в домашних условиях могут пошить мокасины с откидным клапаном из кожи или войлока. Возможно, у вас есть старая кожаная куртка, вышедшая из моды или повидавшие свое войлочные шляпы. Все это можно использовать для пошива этой удобной обуви.

Если вы решили дать вторую жизнь шляпному войлоку, то его следует замочить в воде на сутки. После того как материал станет гибким, его необходимо осторожно растянуть и оставить на сушку на ровной поверхности.
1. Выкраиваем все части мокасин согласно нужного размера.
2. Сшиваем по указанной пунктирной линии.
3. По желанию красим подошву в полоски.
4. Булавками прикалываем верх к подошве.
5. Сшиваем верх и подошву вместе.
6. Готовые мокасины.
Выкройка мокасин включает в себя основу и откидной клапан (язык). Для самостоятельного построения выкройки следует обвести карандашом ступню и сгладить контур или, что более предпочтительно, обвести стельку нужного размера.

Далее определяем центр носовой части и откладываем вверх 70 мм. Для построения линий боковых лямок откладываем две параллели, которые соприкасаются с контуром ступни в самой широкой части. Высота боков мокасин откладывается от дополнительных линий и составляет 60 мм для взрослого или 40 мм для ребенка. При помощи лекал объединяем линии. Выкройка языка соответствует половине размера ступни, а именно ее носовой части.
Важно!
Во избежание ошибок выкройку делают на бумаге, вырезают и примеряют к ноге. Только после контрольной проверки всех размеров выкройка переносится на материал изготовления.
Клапан или язык можно оставить чистым, что, несомненно, облегчит задачу. При желании и наличии свободного времени язык можно расшить бисером. Для этого стоит использовать традиционные орнаменты племен:
- кукурузная листва;
- ягоды;
- цветочные россыпи;
- кленовые листья;
- кривые линии.
Далее пробойником необходимо сделать отверстия на основе и клапане. Наиболее простой вариант сшить пяту и носок с клапаном наружным швом. Для этого можно использовать толстые нитки на тон светлее или создать контраст. Более сложный вариант обшить соединительные швы тканевым или кожаным кантом. Стилизовать свое творение можно при помощи бахромы и покупных металлических пряжек. Мокасины объединяют в себе практичность, комфорт и оригинальный дизайн. Простота кроя и пошива обуславливают их популярность в качестве домашней обуви. Конечно, в мокасинах изготовленными своими руками не пойдешь гулять по брусчатке, но для пикника они подойдут идеально. Тогда как, прорезиненная подошва фабричных мокасин позволяет с легкостью дефилировать в них в современных мегаполисах.
Richard A. Pohrt(American Indian Art Magazine, Summer, 1977)
Изучение мокасин представляет проблему и для коллекционеров, и для изучающих искусство американских индейцев. По-видимому, бесчисленное множество стилей мокасин и есть причина путаницы при попытках определить племенную принадлежность. Однако, обращая внимание на пошив (покрой), материалы и орнамент, в этом можно разобраться. Время и усилия не оставят Вас без награды.
Мокасины индейцев равнин с декорированными подошвами
вызывают интерес у коллекционеров многие годы. Как правило, подошвы
расшивались бисером, но иногда для этого использовались иглы дикобраза.
Достаточное количество мокасин такого типа сохранились до сих пор, их
можно увидеть во многих музеях и многих частных коллекциях. Образцы
представлены в современных экспозициях, устраиваемых музеями, и в
выставочных каталогах. Они также размещены во многих аукционных
каталогах и удерживают довольно высокую цену на момент продажи. Интерес к
этим мокасинам породил некоторые недоразумения, что вызывает
беспокойство у людей, серьёзно изучающих искусство индейцев.
В попытке обеспечить простое объяснение этого вида декорирования
мокасин торговцы, писатели и коллекционеры выдумали неправильные
термины, которые, как мы видим, также используют многие музеи, уверенные
в надёжности этих вводящих в заблуждение терминов. Некоторые из них
определяют мокасины с декорированными подошвами как «церемониальные»,
«свадебные» и «погребальные». Употребление этих терминов создаёт
впечатление, что такие мокасины делались специально для этих целей. Это
не так. Я не говорю, что они никогда не носились во время религиозных
событий или во время христианской церемонии бракосочетания, или не
надевались на ноги усопшего перед погребением. Тем не менее, эти
мокасины не изготавливались для этих специфических целей и не могут так
называться.
Наиболее преувеличенное название - «церемониальные». Оно
употребляется как удобное толкование для всех видов индейских предметов
(вещей), которые кажутся необычными. Пора нам более осторожно
использовать это слово. Название «свадебные мокасины» должно быть
немедленно исключено как ошибочное. Достаточно увидеть в центре ФОТО №2
детские мокасины.
Термин «погребальные мокасины» имеет драматический характер, вызывая
в воображении «вождя», облачённого в пышный наряд для путешествия в
Земли Счастливой Охоты. Виной тому - Голливуд, хотя это берёт начало в
более раннее время. Этот термин мог произойти от слишком рьяного
торговца, объясняющего своим покупателям, что невозможно носить мокасины
с декорированными бисером или иглами подошвами. Некоторые исследования
дают повод опровергнуть мнение, что такие мокасины предназначались для
умерших. В отдалённых группах (общинах) в территориально разбросанных
поселениях было обязанностью семьи и друзей подготовить тело умершего
человека к погребению. И это надо было делать безотлагательно. Для
изготовления и декорирования подобной обуви просто нет времени. Делать
мокасины в ожидании смерти человека не свойственно индейцам и
неправдоподобно. Часто встречаются куклы, на которых мокасины полностью
расшиты бисером. То, что индейцы могли декорировать игрушки своих детей в
манере, ассоциируемой со смертью, представляется маловероятным. Следы
ношения видны на многих мокасинах подобного рода. Внутри мокасин часто
видны пятна от сырости или потения ног. Потёртости на внешних сторонах
подошв более чем очевидны. И это вполне обычное дело, видеть сточенный
бисер из-за ношения мокасин по неровной поверхности. Две пары мокасин,
представленные на ФОТО № 3 и №4, демонстрируют сильные повреждения, на
больших пространствах бисер совершенно стёрся. К статье прилагается
несколько фотографий, на которых отчётливо видны живые индейцы, носящие
мокасины с декорированными подошвами.
Можно только предполагать, когда идея декорирования подошв мокасин
воплотилась в жизнь. Я исследовал мокасины с декорированными подошвами
во многих музеях и частных коллекциях и обнаружил, что подавляющее
большинство из них были сделаны западными или teton sioux. Я полагаю,
что идея рождена ими в ранний резервационный период, время больших
изменений и стресса для sioux. Разрушение старого общественного строя
привело к новым жизненным реалиям. Распространилась популярность Grass
Dance, Pow Wow стал более социально значимым. Это было важно для чувства
собственного достоинства отдельного человека и коллективной репутации,
чтобы народ поверил в своё будущее.
Ограничения резервационной жизни обеспечивали женщинам sioux
достаточно времени для изготовления сложных, расшитых бисером и иглами,
предметов. Это было время экспериментов и нововведений в их ремёслах и
искусстве. Широко распространённое принятие фабричных тканей, получаемых
от правительства, от торговцев или из обычных резервационных лавок,
вводило в употребление новые модели и способы шитья. Существует обширный
ряд предметов, изготовленных sioux, которых нет в коллекциях вещей,
сделанных до 1880-го года, но они видны на фотографиях, сделанных до
этого времени. Это брюки, жилеты, пиджаки (пальто), перчатки, капоры для
женщин и короткие штанишки для мальчиков.
Отличительная черта искусства sioux того времени - это полностью
расшитые бисером вещи. Традиционные предметы, такие как женские платья,
детские люльки, сумки для трубок и мокасины декорировались подобным
образом. Идея полного покрытия бисером предметов распространилась и на
коммерческие вещи, такие как небольшие чемоданы, оловянные (жестяные)
чашки (кружки) и даже стеклянные бутылки. Сплошное декорирование
мокасин, включая подошвы, является просто ещё одним примером популярного
в то время стиля вышивки бисером среди sioux.
Те немногие образцы подобных вещей других племён, которые я видел, все
исходят из резервации Fort Belknap, Montana. Они были сделаны женщинами
gross ventre или assiniboin. Первоначально Fort Belknap был резервацией
gross ventre. Позднее часть assiniboin была также зарегистрирована
здесь. Тесная связь этих двух племён привела к развитию стиля
резервационного искусства, который полностью установился около 1890-го
года. В обширной коллекции фотографий, сделанных в Fort Belknap
Sumner(ом) W. Matteson в 1905(06 ?), я не смог найти различий в их
искусстве. Я предпочитаю идентифицировать образцы, представленные здесь,
как стиль Fort Belknap, если нет информации, указывающей на племенное
происхождение. Развитие резервационного стиля встречается в нескольких
резервациях, заселённых более, чем одной племенной группой. Ограниченные
познания и неразбериха относительно искусства и ремёсел, представленных
в Fort Belknap, привели к тому, что многие образцы были неверно
идентифицированы как blackfeet. В то время, как sioux мокасины с
декорированными подошвами общеизвестны, подобные образцы из Fort Belknap
встречаются не часто. Одна пара мокасин, приписываемая assiniboin,
представлена в экспозиции North Dakota Historical Museum в городе
Bismark. Другую пару можно увидеть в Indian & Fur Trade Museum в
Medora, North Dakota. Ещё одна пара представлена здесь (см. ФОТО №4).
Имеются несколько публикаций, иллюстрированных полностью расшитыми
мокасинами, которые приписываются другим племенам, что не совпадает с
более ранними упоминаниями. После тщательного изучения этих фотографий, я
пришёл к уверенности, что идентификация неверна и что это мокасины
sioux. Эти неточности, вероятно, следуют из коллекционной истории:
образцы часто неверно идентифицировались по месту их приобретения (в
резервации)…
Мокасины с декорированными подошвами делались короткий период времени, с
ранних 1880-х и примерно до 1910 года, когда они вышли из моды. Это
именно тот период, когда художники и мастера sioux были так продуктивны.
Этот стиль декорирования мокасин, несомненно, развился у западных
sioux, большая часть работ сделана в резервациях Pine Ridge и Rosebud.
По какой-то необъяснимой причине, этот стиль распространился от sioux в
Fort Belknap, где он был популярен короткое время, а затем вышел из
моды, как и у sioux. Интересно, что две фотографии мужчин, обутых в
мокасины с расшитыми бисером подошвами (ФОТО № 5 и 6), были сделаны в
один и тот же день, 4-го июля 1905-го года. Одна пара была сделана в
агенстве Fort Belknap, а другая в Kyle, резервация Pine Ridge.
Из девяти пар мокасин, представленных в этой статье, семь относятся к
западным, или teton sioux. Одна пара принадлежит восточным, или santee
sioux. И ещё одна из резервации Fort Belknap, Montana. Не существует
коллекционных историй для всех этих мокасин, кроме пары на ФОТО № 2,
крайняя правая, которая была приобретена художником Joseph(ом) Scheurele
в разервации Pine Ridge около 1905-го года.
Пять пар мокасин западных sioux очень типичны для них. Все они
сделаны из воловьих шкур (домашний скот) и выкроены по стандартной для
равнин двух-кусковой выкройке, обычной для мокасин с твёрдой подошвой.
Язычки во всех случаях пришиты. Каждая пара мокасин с расшитыми бисером
или иглами подошвами, которые я исследовал, имеет мягкие, из выделанной
кожи, подошвы. Однако, из-за более ранних неточных описаний этого типа
мокасин у читателя может возникнуть неверное мнение, что подошвы
делались из сыромятной кожи. Четыре пары мокасин имеют декорированные
язычки, стандартные для мокасин этого типа. Вышиты ленивым стежком,
сухожилиями. Большинство рядов (полос) бисера нормальной ширины, но
кое-где встречаются ряды (полосы) бисера пошире, используемые для
заполнения свободного пространства. Несколько необычны мокасины на ФОТО №
3, с короткой бахромой, пришнурованной к передку. Эта пара мокасин
имеет необычной ширины ряд зелёного бисера, окружающий мокасин, который
прошит посередине так называемым стежком crow. На одной паре мокасин
использован гранёный (faceted) латунный бисер (ФОТО № 2, справа).
Гранёный металлический бисер, латунный и железный (?), вошёл в
употребление около 1890-го года и был популярен у sioux. Он встречается
на множестве предметов и может помочь в определении их возраста.
Интересно отметить склонность sioux на протяжении этого периода к
увеличению количества горизонтальных рядов (полос) бисера по периметру
мокасин. Это уменьшает пространство для вышивки на передке мокасина и
увеличивает высоту бордюра. Когда треугольный орнамент используется на
бордюре мокасин, это часто придаёт им несомненно шайенский вид (ФОТО №
7). Если идентификация основывается только на этой особенности, то она
может быть ошибочной.
Два образца расшитых иглами мокасин с декорированными подошвами
представлены в этой статье. Обе пары принадлежат западным sioux и
выкроены по стандартной для равнин выкройке из двух кусков кожи. Они из
воловьей кожи, использованы сухожилия. На одной паре (ФОТО № 9) верх
мокасин декорирован бисером и иглами, подошвы бисером. Декорированные
язычки из оленьей кожи. Интересна вариация флага США на передке в жёлтом
и синем (голубом) цветах (ФОТО № 10). Древки флагов простираются из
рогов орнамента, изображающего рогатый головной убор. По верху мокасин
обёрнутая иглами «бахрома». Использование патриотических символов в
бисерной и игольной вышивках было популярно у sioux в то время и
присутствует на большом количестве предметов, ими изготовленных. (“The
American Indian and the American Flag” Flint, Michigan, 1975) Иглами
дикобраза декорированы подошвы одной пары мокасин, и это необычно (ФОТО №
8). Полоски, вышитые иглами жёлтого, красного и пурпурного
(фиолетового) цветов, есть и на передке и на подошвах. По периметру
подошв идёт бордюр бирюзово-голубого бисера. Короткая надставка
добавлена к верхам мокасин, узкая лента из чёрной ткани вшита в шов.
Пара мокасин, определённых как восточные sioux, наиболее необычна
(ФОТО № 1). Они изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи. Выкроены
из двух кусков. В этой выкройке язычок является частью верха, третий
кусок кожи добавлен (пришит) к верху мокасин. Основная бисерная техника
на верху мокасин - это applique, использованы и сухожилия, и нитки
(хлопок). Орнамент - стилизованный цветочный. На подошвах геометрический
орнамент, вышивка ленивым стежком сухожилиями. Племенная принадлежность
этих мокасин вызывает сомнения. Считается, что они были сделаны
беглецом (беженкой) santee, осевшей в одной из резерваций sioux в Южной
Дакоте. Эти мокасины выкроены и декорированы в стиле, показывающем
смешанное влияние.
Многие santee были вытеснены в результате восстания в Миннесоте в
1862 году. Одни бежали в Канаду, другие на запад в Дакоту и Монтану.
Впечатления от их странствий нашли отражение в развитии более позднего
интересного и отличительного декоративного стиля. Орнаменты были обычно
стилизованные или абстрактные цветочные и в бисере, и в иглах. Часто
использовался стеклянный fine-cut бисер.
В этой статье представлены не только мокасины sioux. На ФОТО № 4
мокасины gross ventre или assiniboin из резервации Fort Belknap.
Изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи, выкройка двух-кусковая с
пришитыми язычками. Техника вышивки, преимущественно, applique, бордюр
вышит ленивым стежком. Орнамент геометрический. Использованы и
сухожилия, и нитки (хлопок).
Фотографии мокасин, которыми иллюстрирована эта статья, предоставлены Joan Heim, за исключением ФОТО № 4.
(Перевод Филина, 2010 год)
1) Мокасины. Восточные Sioux (?). Около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Стеклянный fine-cut бисер и металлический бисер (латунный и железный) использован в стилизованном цветочном орнаменте на верхе мокасин и в геометрическом на подошвах. (См. также обложку).
2) Три пары мокасин: мокасины взрослых слева и справа, детские в центре. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Приобретены художником Joseph(ом) Scheuerle в резервации Pine Ridge, South Dakota, около 1905 г.
3) Мокасины, западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Бахрома добавлена к передку мокасин, что необычно.
4) Gross ventre - assiniboin, Fort Belknap Reservation, Montana, около 1890 г. Chandler-Pohrt Institute, Lessard Collection, Mission, South Dakota. Заметны повреждения на бисерной вышивке на подошве.
5) Празднование 4-го июля, 1905(06?) год. Резервация Fort Belknap, Montana. Gross ventre и assiniboin. На мужчине в центре мокасины с декорированными подошвами. Фотография Sumner(a) W. Matteson, негатив этой фотографии является собственностью Milwaukee Public Museum.
6) Празднование 4-го июля 1905(06?) года в Kyle, резервация Pine Ridge, South Dakota. Западные sioux. Мокасины с декорированными подошвами видны в левом нижнем углу фото. Фотография Fannie Hoyt, коллекция Chandler-Pohrt.
7) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Четыре ряда (полосы) бисера на бордюре мокасин.
8) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. И подошвы, и верх мокасин декорированы полосами, вышитыми иглами дикобраза.
9) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Передки этих мокасин декорированы иглами, а подошвы бисером. Увеличенное изображение вышивки иглами на ФОТО № 10, а вышивки бисером на ФОТО № 11.