Проект «народные промыслы, игрушки» (старшая группа). Перспективный план работы с родителями по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством Май «Россия моя мастеровая»
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными промыслами;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными промыслами;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Организационный этап
Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
Художественно-творческая деятельность
Игровая деятельность
Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома? »
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;
8. Рисование «Гжельские петушки».
9. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
Старшая группа
Сентябрь.
1. Анкетирование: «Какое место в семье занимает народное творчество».
2.Родительское собрание.Тема: « Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
3.Уголок для родителей. Папка-передвижка «Виды росписи.
4.Беседа с родителями: «Значение создания предметно - развивающей среды для детей в группе».
Октябрь.
- Беседа с родительским комитетом: «Создание предметно - развивающей среды для детей».
- Консультация: «Декоративно - прикладное искусство России».
- Уголок для родителей. Советы: «Как научить ребенка рисовать».
- Консультация: «Общие вопросы развития творческих способностей у детей».
Ноябрь.
- Беседа с родительским комитетом о необходимости изготовления русских - народных костюмов для детей.
- Родителям на заметку: «Творческое развитие ребенка».
- Уголок для родителей « Знакомим детей с народными приметами осени, стихами и загадками».
- Консультация: « Использование русских народных игр в семье».
Декабрь
- Уголок для родителей. « Поиграем вместе!» - картотека народных игр.
- Консультация: « История появления русской матрешки».
- Консультация: «Педагогическая ценность работы по изготовлению матрешек детьми дошкольного возраста».
- Творческая выставка детских работ, созданных вместе с родителями: «Такие разные матрешки».
Январь
- Уголок для родителей: «Знакомим детей с народными приметами зимних месяцев, стихами и загадками».
- Консультация: « Народный промысел - «Золотая хохлома».
- Памятка для родителей: «Художественно эстетическое развитие детей в семье».
- Творческая мастерская. Мастер - класс для родителей « Дымковская барышня».
Февраль
- Уголок для родителей. Фоторепортаж «Делимся семейным опытом. В каждой семье свои традиции».
- Консультация: «Это чудо - голубая Гжель. Рассказ об истории возникновения промысла».
- Конкурс: «Лучший пирог по бабушкиному рецепту».
- Фоторепортаж « Богатырский сказ» - подарок папам на 23 февраля
Март
- Консультация: «Веселый Городец. История возникновения городецкой росписи».
- Творческая мастерская. Мастер - класс для родителей: « Жостовский букет на подносе».
- Консультация: «Вологодское кружево. История создания народного промысла».
- Познавательно - тематический вечер для родителей: «Россия мастеровая».
Апрель
- Консультация:«Платки и шали с Павлово - Посада».
- Фоторепортаж занятия с детьми« Шаль для красавицы весны…»с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Конкурс « Святая Пасха». Творческие поделки вместе с детьми.
- Уголок для родителей. Оформление стенда « Мы за чаем не скучаем».
- Уголок для родителей: «Знакомим детей с народными приметами весны, стихами и загадками».
- Консультация «Промысел родного края. Касимовская хохлома».
- Посещение вместе с детьми музея г.Касимова «Русский самовар».
- Родительское собрание. Заседание за круглым столом. Тема: Представление проекта «Народные промыслы».
Перспективный план по работе с родителями
Подготовительная группа
Сентябрь
- Оформление стенда - коллажа «2014 год - год культуры».
Октябрь
- Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи»
- Консультация «Влияние народных промыслов (дымка) на эстетическое воспитание дошкольников»
- Родительское собрание. Тема: « Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства».
Ноябрь
- Памятка «Хотите воспитать гения?»
- Консультация: « Мини- музей «Русская изба» - как метод приобщения дошкольников к истории».
- Беседа с родительским комитетом: « Пополнение мини - музея ДОУ предметами быта русского народа».
Декабрь
- Консультация: «Особенности матрешек разных народных промыслов».
- Памятка для родителей: «Одаренный ребенок».
- Буклет «Образцы декоративной росписи».
- Беседа «Что это значит- креативный ребенок?»
Январь
- Беседа с родительским комитетом «Готовим дымковские костюмы к вечеру - развлечения».
- Фоторепортаж с праздника «Рождество Христово»
Февраль
- Рекомендации для родителей: «В музей с ребенком».
- Уголок для родителей. « Народный праздник - Широкая масленица».
- Фоторепортаж «Масленица. Проводы зимы».
- Творческая гостиная «Обучение родителей элементам Хохломской росписи».
Март
- Советы родителям: «Как смотреть произведения искусства».
- Уголок для родителей. «Учим с детьми скороговорки».
- Консультация: « Воспитание детей на традициях русской культуры».
- Беседа с родителями: «Готовимся к Пасхе».
Апрель
- Познавательно - тематический вечер для родителей:
« Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество».
- Совместная с детьми творческая выставка «Святая Пасха».
- Консультация: « Писанка - символ солнца и добра».
- Подготовка и участие в празднике « Ярмарка».
Позднякова Т.В., воспитатель МБДОУ №417 г. Нижнего Новгорода
Перспективный план работы с родителями в средней группе
Время проведения |
Форма организации, тема |
Цели |
Сентябрь |
Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по декоративному рисованию «Волшебная кисточка» |
Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством |
Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому» |
Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору литературного материала для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству. |
|
Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами» |
Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек. |
|
«Конкурс новогодней игрушки». |
||
Открытое занятие «Сказочный теремок» |
Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по декоративно - прикладному искусству |
|
Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова» |
Познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики. Рассказать о влиянии зрительного восприятия как об одном из факторов успешного обучения декоративному рисованию. |
|
Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка» |
Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить. Объяснить, что содержание конкретных знаний об особенностях народной игрушки влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. |
|
Анкетирование по теме: «Анализ знаний, умений и навыков детей по результатам первого года обучения». |
Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы, оценить знания, умения и навыки, полученные детьми в течение года и применение их в повседневной жизни. |
|
Круглый стол «Подведение итогов по результатам работы по программе «Волшебная кисточка» |
Выяснить, обогатился ли опыт детей новыми средствами создания художественного образа, каков объем знаний об особенностях той или иной народной росписи, каков опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала. |
Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной группе
Время проведения |
Форма организации, тема |
Цели |
Сентябрь |
Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы» |
Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, что бы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году. |
Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников» |
Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров. |
|
Мастер-класс «Веселая мастерская» |
Формирование у родителей практических навыков по украшению дымковским узором глиняных игрушек, вылепленных детьми |
|
«Конкурс новогодней игрушки». |
Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку по мотивам народного творчества. |
|
Досуг «Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства» |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. |
|
Оформление папки - передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» |
Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно - прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа. |
|
Т Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам: ![]() Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!» Р «Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!» Рассказ о гжели можно начать с такой сказки: « В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.» Рассказ о матрешке можно начать, так: « Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка, А красавица-девица, Каждая сестрица - Для меньшей - темница.» с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме: «Назови игрушку» ( образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка). «Сосчитай» (согласование числительных с существительными):
« (подбор прилагательные к существительным) : матрешка какая? - красная, красивая, …., игрушка какая? - …. кукла какая? - …. Прочитайте ребенку: «Игрушкины частушки»: Наши руки крендельком, щеки будто яблоки. С нами издавна знаком весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, хохотушки вятские - Щеголихи слободские, кумушки посадские. Дымковские барышни всех на свете краше, А гусары-баловни - кавалеры наши. Отгадайте и выучите загадки: Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка) Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют… . (хохломой) . Составить описательный рассказ о матрешке по плану: Что это? Какого цвета, размера, формы? Из какого материала сделана? Из скольких частей состоит? Как в нее играют? точник: https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru/, https://www.maam.ru/, |