Перинатальный период. Перинатальный период развития Что такое перинатальный период

Перинатальный период

Перинатальный период – это период, непосредственно предшествующий родам, а также сами роды и период, следующий сразу за ними. При нормальном ходе беременности роды наступают примерно на 38-й неделе после зачатия. Обычно процесс родов разделяется на три стадии : предродовые схватки, собственно роды и изгнание последа (плаценты с пуповиной). Первая стадия родов характеризуется сокращениями матки, которые постепенно становятся более частыми и мощными. Шейка матки раскрывается, образуя свободный проход в родовой канал, процесс длится от 12 до 24 ч при первых родах и от 3 до 8 ч при последующих. Вторая стадия родов, длящаяся от 10 до 50 мин, заключается в изгнании плода: продолжаются сильные маточные схватки, но мать испытывает позывы к сокращению мышц брюшной полости, по мере этого одновременно с каждой схваткой ребенок выталкивается вниз и наружу. Третья стадия характеризуется изгнанием последа (плацента отделяется от стенки матки и выходит наружу) и обычно длится 10–15 мин.

Необходимо отметить, что существуют огромные культурные различия как в сопровождении беременности, так и в практике родовспоможения.

В среднем вес доношенного ребенка составляет 2,5–4,3 кг, а рост – от 48 до 56 см. Мальчики обычно оказываются несколько выше и тяжелее, чем девочки.

В. Апгар разработана стандартная оценочная шкала для быстрого определения состояния здоровья новорожденных (табл. 3.6).


Таблица 3.6

Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных

* У чернокожих новорожденных определяется цвет слизистой оболочки, ладоней и подошв.

Источник : [Крайг, 2000, с. 186].


Оценка проводится через 1 мин после рождения и повторяется через 5 мин. Семь и более набранных баллов указывают на то, что младенец находится в хорошем физическом состоянии. Результат, находящийся в диапазоне между четырьмя и шестью баллами, говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и ему требуется специальная помощь в установлении дыхания и других жизненно важных процессов. При оценке ниже четырех баллов младенцу необходима срочная медицинская помощь, немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.

Существенными являются проблемы недоношенности и малого веса ребенка . Недоношенными считаются дети, появившиеся на свет более чем за 3 недели до завершения полной 38-недельной беременности. Маловесные дети весят существенно меньше, чем положено, исходя из сроков вынашивания. Иногда недоношенность и малый вес новорожденного сочетаются, но это не обязательно. Ребенок может быть выношен все девять месяцев, но не иметь положенных 2,5–2,8 кг веса при рождении, он доношенный, но маловесный. Ребенок, рожденный через 7 месяцев и весящий 1,2 кг (средний вес для этого срока), – только недоношенный. Из этих двух осложнений недоношенность менее опасна для психического развития ребенка. На первом году жизни недоношенные дети часто отстают в развитии от своих доношенных сверстников, но к 2 или 3 годам эти отличия сглаживаются, и большинство недоношенных детей в дальнейшем развиваются нормально [Кайл, 2002].

Для маловесных детей прогноз не столь оптимистичен, особенно если при рождении они весят меньше 1,5 кг, такие дети если выживают, то обычно отстают в когнитивном и моторном развитии [Там же]. Если маловесные дети весят больше 1,5 кг, то они имеют лучшие перспективы, хотя также сталкиваются с серьезными проблемами. В течение первого года жизни они чаще умирают, подхватывают инфекционные заболевания и демонстрируют признаки поражения головного мозга. В дальнейшем они могут отставать в своем развитии от сверстников: хуже справляются с тестами интеллекта, являются более невнимательными, хуже учатся в школе, демонстрируют социальную незрелость [Берк, 2006].

Для нормального развития детей группы риска (недоношенных и маловесных) очень важна поддерживающая среда : качественное медицинское обслуживание, внимательные и заботливые родители, стимулирующие развитие условия. К специальным методикам стимуляции таких детей относят висячие гамаки и водные матрацы для младенцев, замещающие легкие движения, которые ощущались бы ребенком, если бы он все еще находился в утробе матери; демонстрация привлекательной игрушки; аудиозапись биения сердца, мягкой музыки или материн ского голоса; массаж; «методика кенгуру» (недоношенный младенец прячется между грудями матери и выглядывает из ее одежды). Результаты многих исследований показывают, что данные формы воздействия способствуют более быстрому увеличению веса, упорядочиванию цикла сна – бодрствования, усилению исследовательской активности младенца и его моторного развития [Кайл, 2002].

Важная проблема – адаптация ребенка к родам и рождению . В настоящее время растет интерес к проблеме влияния на психическое и личностное развитие пренатального и перинатального периодов. Первыми, кто обратил на данную проблему внимание, были психоаналитики. Отто Ранк отводит центральную роль в развитии личности родовой травме , рассматривая рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях [Ранк, 2009]. Травма рождения , согласно О. Ранку, связана с отделением ребенка от матери, когда ребенок теряет «блаженство», райскую ситуацию внутриутробного существования. Именно эта первичная травма является причиной всякого страха, травматических переживаний всех последующих разлук, а также любых невротических состояний. Весь период детства О. Ранк рассматривает как ряд попыток справиться с травмой рождения. Центральный человеческий конфликт, по О. Ранку, – стремление вернуться в матку, к безмятежному, райскому состоянию и в то же время родовая тревога, страх возвращения в материнское лоно из-за страха «изгнания из рая». Всякое удовольствие, с его точки зрения, в конечном счете имеет тенденцию к восстановлению первичного внутриматочного удовольствия. Также и сексуальность – это символическое воссоединение с матерью, воссоздание внутриутробного блаженства. Травма рождения, согласно О. Ранку, – психологическая сила, лежащая в основе человеческого творчества, религиозных образований, искусства, философских построений, которые в конечном счете являются попытками преодоления травмы рождения, средствами адаптации к ней [Ранк, 2009]. По его мнению, самой удачной попыткой преодоления травмы рождения должен быть признан психоанализ [Там же].

Н. Фоудор [Блюм, 1996] полагает, что опыт собственного рождения настолько травматичен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Страх смерти фактически возникает при рождении, и родовая травма, пережитый при родах страх символически представлен в сновидениях (например, в таких видениях, как ползание через узкие отверстия; врастание в землю; погружение в грязь или песок; раздавливание или сжатие; утопление; засасывание водоворотом, утаскивание акулами, крокодилами, страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушения или захоронения заживо; фобии увечья или смерти). Осложненное пренатальное развитие или процесс рождения ведет, по Н. Фоудору, к тому, что некоторые дети уже рождаются невротиками в результате перенесенных внутриутробных испытаний.

Н. Фоудор предлагает четыре принципа пренатальной психологии [Там же]:

Роды являются травматичными почти в каждом случае;

Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения;

Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов и сразу после рождения, и в дальнейшем ведет к более серьезным последствиям;

Любовь и забота о ребенке непосредственно сразу после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.

Одни современные исследователи утверждают, что психика младенца во время, а тем более до рождения слишком неразвита, чтобы процесс появления на свет мог оказать сколько-нибудь серьезное воздействие на последующее развитие ребенка. Но другие ученые (например, психоаналитики) утверждают, что процесс рождения, несомненно, запечатлен в бессознательном и, более того, доступен зрелому сознанию [Гроф, 1993; Марчер и др., 2003].

С. Гроф , основоположник трансперсональной психологии, предполагает, что психическая жизнь начинается задолго до того, как человек рождается. Опыт внутриутробного периода и собственного рождения сохраняются у человека на бессознательном уровне. Его несут четыре так называемые базовые перинатальные матрицы , отражающие четыре клинические стадии биологического рождения: внутриутробное существование (первая перинатальная матрица – «безмятежная внутриматочная жизнь»); предродовые схватки, когда шейка матки еще закрыта (вторая перинатальная матрица – «переживание космической поглощенности»); продвижение плода по родовому каналу (третья перинатальная матрица – «борьба смерти – возрождения»); собственно рождение ребенка (четвертая перинатальная матрица – «опыт смерти – возрождения»). Многие психические нарушения (ипохондрия, шизофренические психозы, депрессии, алкоголизм, наркомания, невроз навязчивых состояний, тики, заикание, вегетативные неврозы и проч.) Гроф объясняет травматическими переживаниями, испытанными в пренатальный и перинатальный периоды еще неродившимся ребенком. С. Гроф создал вариант терапии повторного рождения (техника гипервентиляции, или холотропная терапия), акцентирующей метафорические и трансперсональные аспекты с целью преодоления тех проблем, которые связаны с родовой травмой.

А. В. Захаров , исходя из своей психотерапевтической практики, полагает, что у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее и более интенсивное проявление страхов. Страх темноты, одиночества и замкнутого пространства он называет перинатальной триадой страхов. Избавиться или ослабить их можно в психотерапии, заключающейся в возможности заново, в игровой форме, благополучно пройти этапы «собственного рождения».

Л. Марчер, Л. Олларс, П. Бернард также акцентируют внимание на том, что травма рождения выступает как один из источников психологических проблем. Признаками возможного наличия проблем, связанных с процессом рождения, с их точки зрения, выступают:

Сильное ощущение замешательства и неспособности действовать в жизни: «неспособность выйти» из трудной ситуации или неспособность «пройти через нее»; чувство, что не удается использовать все свои возможности в данной ситуации, ощущение, что «увяз в обстоятельствах»;

Спонтанные физические ощущения в областях тела, связанных с процессом рождения (давление в голове, крестце, пятках, пупке);

В стрессовой ситуации спонтанное принятие человеком позы эмбриона;

Преобладание в снах и фантазиях образов каналов, тоннелей и проч.

В этих случаях, а также в ситуации, когда человек хочет полностью проработать структуры своего характера, возможно проведение повторного рождения методом бодинамики с целью создания нового опыта (импринта) рождения, чтобы пациент заново пережил эту важнейшую жизненную веху такой, какой она должна была бы быть. Повторное рождение решает две задачи: 1) прийти к пониманию, какой фактор оказался действительно травмирующим или психологически значимым при рождении индивида; 2) создать новый импринт («отпечаток») рождения, позволяющий клиенту реально почувствовать, чего так недоставало в его реальном опыте рождения [Марчер, 2003].

Действительно ли родовой опыт столь травматичен для ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа среди исследователей. Роды – это, конечно, стресс, о чем свидетельствует, в частности, резкий выброс адреналина, необходимый для мобилизации всех сил младенца, нужных для проталкивания себя по родовым путям. Стресс может быть усилен также дополнительными травмами, причиной которых могут быть всевозможные осложнения или медицинское вмешательство. Сильные схватки приводят к сильному давлению на головку ребенка, регулярно сжимая плаценту и пуповину, вследствие чего происходит временное уменьшение имеющихся у него запасов кислорода. Однако здоровые младенцы хорошо вооружены, чтобы выдержать эти травмы. Известно, что сила схваток заставляет ребенка вырабатывать большие количества гормонов стресса , в его кровеносной системе циркулирует большое количество естественных болеутоляющих средств (бета-эндорфины), которые позволяют успешно справиться со стрессовой ситуацией. Эта адаптационная реакция помогает ребенку выдержать кислородную депривацию, подготавливает его к дыхательным движениям, побуждая легкие абсорбировать любые остающиеся газы и расширяя бронхи, а также гормоны стресса возбуждают младенцев, вследствие чего дети появляются на свет в состоянии полного бодрствования, готовые к взаимодействию с миром [Берк, 2006].

Для ребенка появление на свет является стрессовым, шоковым событием, однако большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Вопрос, может ли опыт собственного рождения быть запечатленным в психических структурах новорожденного, остается дискуссионным.

Перинатальный период составляет всего 0,5-0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на пртяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

· антенатальний (поздний фетальний) период - 24-40 недель гестации;

· интранатальний период - прохождение через родильные пути;

· ранний неонатальный период - первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и ее голос).

В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

24.Период новорожденности как первый критический период развития ребенка . Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физ-им отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.П ервые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врожденный механизм форми-я привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца.В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.



№25.Основные линии развития в младенчестве.Новообразования младенч-го возраста.



Развитие сенсорики:зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется.После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным,к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин.В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,реагирует на цвет.Ребенок может прослеживать движущие предметы.В 4 месяца он не просто видит,а активно смотрит,реагирует на увиденное.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,которые он получает.Взрослые,ухаживающие за ребенком,должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях.Позновательное развитие младенцев,живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным.Основное новообразование-возникновение индивид-ой психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то,что жизнь становится индивидуальным существованием,отдельным от материнского организма; и становится психической жизнью.Проявляется новообраз-ие в форме комплекса оживления(реакция улыбки;использование крика,плача дляпривлечения к себе и др.).Комплекс оживления проявляется раньше у тех детей,матери которых общаются и играют с ними.К году ребенок произносит первые слова,осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира.До года речь ребенка-пассивная;он понимает интонацию,но сам не говорит.Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.Дети сами закладывают эти основы(с помощью плача,жестов,первых слов).Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.По форме она явл-ся общением,а по содержанию-эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

В.26 понятие псих.депривации (сенсорная*1, двигательная*2, материнская*3, психосоциальная*4), общая хар-ка последствий для псих.развития.

Псих.депривация- псих.состояние, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некот.его основных псих.потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. *1 –определяется как пониженное кол-во сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. Норм.развив-йся р-к стремится к опред. Оптимальному уровню стимуляции, а окруж.его взрослые снабжают р-ка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Ряд эксперим.исследований показали, что недостаток прикосновений и движений являются результатом поражения развития центр.нерв.системы. *2 –связано с ограничением пространства и хар-на для домов ребенка,где движения р-ка длительное время ограничено рамками манежа. Нахождение р-ка в условияххронич.гиподинамии приводит к развитию эмоц.вялости.симптомы *2:раскачивание тела вперед-назад, резкие движения головы из стороны в сторону перед засыпанием на подушке. у таких детей часто наблюдается моторная отсталость. *3 – привязанность к взр-му явл. Биолог.необходимостью и изначальным псих.условием для развития р-ка.наиболее значима для младенца мать. она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. *4 –под ней понимают изоляцию р-ка от общества.пример, «волчьи дети», «дети- маугли». Известно, что чел-к представляет собой единство биолог-го, псих-го, соц-х уровней. Становясь сознательным объектом деят-ти реб-к осознает себя личностью. Чел-к,изолированный от общества, не владеет нормами и правилами поведения в обществе,псих.процессы не развиваются.

(27). Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Основные направления развития в данный период.

К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. В кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – предпосылки перехода на новую ступень развития:

1) речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, они лишь сколки слов взрослых), эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений.

2) почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет, ребенок целиком поглощен предметом, в этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов:

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею (не использует другого опыта и знаний).

2. Ведущая психическая функция этого периода – восприятие. Память ребенка раннего возраста проявляется только в узнавании. Мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в ситуации и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия. Восприятие в раннем детстве носит аффективный (эмоциональный) характер.

Когда он начинается?

Развитие малыша подразделяется врачами на несколько периодов различной длины. Некоторые из них также дробятся на более мелкие части или пересекаются. Перинатальный период считается одним из наиболее важных, поскольку именно в это время происходит переломный момент в развитии - рождение. Долгое время было принято считать, что он длится с 28 недели беременности до 7 дня жизни новорожденного. В последние годы, когда стало возможным выхаживать малышей, рожденных с массой тела 500 граммов, перинатальный период сдвинулся - теперь он начинается в 22-23 недели. Он включает в себя также поздний фетальный, интранатальный, во время которого происходят роды, и неонатальный подпериоды. Этот важный этап развития внимательно наблюдается врачами, вскоре после его начала большинство женщин уходят в декретный отпуск. Начинается ожидание родов. Почему же перинатальный период развития так важен, ведь в это время малыш уже полностью сформирован и только растет? На самом деле это один из самых важных этапов, который нельзя пускать на самотек.

Перинатальный период - значение

С 22-23 недели продолжается интенсивный рост и набор веса у плода. Перинатальное развитие крайне важно для малыша, в это время он готовится к своему рождению. Визиты к акушеру-гинекологу учащаются, будущая мама каждую неделю сдает мочу на анализ, регулярно проходит кардиотокографию, а при необходимости - ультразвуковое исследование и допплерографию. К чему же такая суета, ведь роды не так уж скоро, остается только ждать. Но дело в том, что именно на перинатальный период приходится значительная доля младенческой смертности, причем трагедия может произойти как до родов, так и во время них, и после. Дело в том, что в это время может развиться гестоз, который опасен страданием малыша от недостатка кислорода, он будет хуже набирать вес и плохо расти, что может сказаться на его здоровье в процессе и после родов. Это состояние также опасно для матери, поэтому нужно следить за давлением, отеками и контролировать анализ мочи на

наличие белка. При быстром прогрессировании гестоз может даже привести к летальному исходу. Еще одна причина гибели малышей - внутриутробная инфекция. Ее можно диагностировать с помощью взятия проб вод или спектрофотометрии.

Во время и после родов

Печально известна тема родовых травм, которые иногда случаются даже в наше время, когда развитие медицины достигло высочайшего уровня. Для того чтобы снизить риск возникновения подобных проблем, всем будущим мамам необходимо знать, как проходит процесс родов, как нужно правильно себя вести,

когда и как правильно тужиться. Все это можно узнать, например, посещая специальные курсы для будущих родителей. Таким образом, можно снизить риск осложнений во время поздних сроков беременности и родов. Будущей маме в это время нужен покой, достаточное и правильное питание, а также отсутствие вредных факторов: курения, стрессов, приема алкоголя, наркотиков и лекарственных средств, кроме рекомендованных врачом. И если беременность и роды прошли благополучно, вероятно, и в дальнейшем непредвиденных проблем со здоровьем не будет.

Вся жизнь человека поделена на определенные периоды, каждому из которых свойственны свои особенности. Одним из важных отрезков жизни считается перинатальный период. В какие временные рамки он укладывается, и какие физиологические и психологические изменения предполагает? Узнаем из этой статьи.

Перинатальным называют период, начинающийся от 22 недели беременности. Кроме того, в него входит отрезок времени, предшествующий непосредственно родам, а также сам процесс родоразрешения и период, последующий сразу же за ним.

Сам процесс родов делится на три стадии: предродовые схватки, родоразрешение, извлечение последа. Все эти этапы, а также первая неделя после появления человека на свет, называются перинатальным периодом.

К сведению. Многие люди часто путают понятия пренатальный и перинатальный, ошибочно полагая, что эти понятия идентичны. В отличие от перинатального периода, охватывающего лишь часть внутриутробного развития плода и первые сутки жизни новорожденных, пренатальное развитие начинается с момента зачатия и заканчивается после рождения ребенка.

Сроки и продолжительность

Этот отрезок времени также называют околородовым. Срок перинатального периода начинается с полных 22 недель беременности и завершается спустя неделю (168 часов) после рождения ребенка.

При этом самая большая продолжительность перинатального периода отмечается в случаях, когда женщина перенашивает ребенка (т.е. беременность длится дольше 39 недель).

Физиологические процессы

Во время перинатального периода плод активно развивается физически.

Выделяют несколько стадий перинатального периода, отличающихся различными физиологическими процессами, происходящими в организме маленького человека:

  • антенатальный период - 24-40 недели;
  • интранатальный период - прохождение по родовым путям;
  • постнатальный (ранний период новорожденности) - первые 168 часов жизни.

Раньше всех остальных чувств у плода формируется осязание: уже в самом начале беременности он способен чувствовать тактильные раздражители. Ближе к началу перинатального периода формируется слуховой и вестибулярный аппараты - ребенок начинает слышать. После 28 недели развитие малыша считается практически совершенным - он ощущает биение материнского сердца и различает оттенки ее голоса. Дыхательная система плода еще не развита в достаточной мере. Тем не менее у детей, рожденных на этом сроке, есть шансы на выживание, ведь современная медицина помогает даже недоношенным крохам сделать первый вдох.

29 и 30 недели беременности характеризуются повышенной активностью плода. Он уже двигает конечностями, может потянуться и даже сморщить личико. Встревоженный какими-то обстоятельствами, малыш в утробе выражает свое беспокойство толчками, которые беременная женщина ощущает очень явно.

В этот период организм крохи быстро крепнет и накапливает мышечную массу после 31 недели. Но в это время не все органы младенца развиты в достаточной мере (яички мальчиков еще не опускаются в мошонку, а половые губы девочек не совсем закрыты, пупок у младенцев обоего пола расположен низко). Зато рожденный в это время ребенок уже осуществляет акт дыхания самостоятельно.

Начиная с 32 недели плод постепенно занимает нужную для рождения позу - головкой вниз. На 33 и 34 неделе малыш начинает готовиться к своему появлению на свет. В это время плод весит уже около 2 или более килограмм. Пушок на голове густеет. Родившиеся в это время дети уже не считаются недоношенными.

На 35 неделе у маленького человека полностью вырастают ногти (интересно, что они могут быть настолько длинными, что малыш нередко царапает ими себя, еще находясь в материнской утробе).

Плод на 36 неделе уже имеет вполне сформированное личико младенца - полные и гладкие щеки, активно сосущие пальчик губы и т. д. На 37 неделе ребенок продолжает расти, постепенно опускаясь все ниже в таз матери. Самое интенсивное развитие наблюдается на 38-39 неделях гестации. Вес плода может достигать 3 кг, он вполне готов к появлению на свет.

Родившийся человек на протяжении недели еще мало напоминает классического младенца-пупса. Личико его может быть несколько ассиметричным, сплющенным и красноватым. В первые сутки жизни малыша начинает выделяться первородный кал, именуемый меконием. У ребенка этого возраста отмечается ярко выраженный сосательный, хватательный и другие рефлексы.

Развитие ребенка в этот период

Находясь в матке, младенец переживает самые различные эмоции: тревогу, подавленность, радость, любовь или даже ненависть. Нередко малыш разделяет настроение мамы в определенный момент.

Перинатальный период развития разделяют на несколько этапов:

  1. Внутриутробная жизнь. Ребенок и мама - это одно целое, соединенное не только пуповиной, но и общими эмоциями. Малыш получает не только питательные вещества и воздух, но и чувствует любые переживания мамы. Последние сказываются не лучшим образом на состоянии крохи (стрессы могут увеличить мышечный тонус плода). Именно этот период создает определенную базу для формирования отношений между ребенком и окружающим миром.
  2. Период от начала схваток до раскрытия родовых путей. Спокойное пребывание ребенка окончено, некая сила сдавливает его, лишая питательных веществ. Тем не менее выход в новый мир для ребенка пока закрыт. В этот период очень важным является состояние матери: она не должна впадать в панику, кричать и нервничать. Чем спокойнее и терпеливее ведет себя роженица, тем легче ребенку будет выполнять работу по дальнейшему прохождению по родовым путям.
  3. Движение ребенка по родовым путям и собственно рождение. Этот этап считается наиболее тяжелым на протяжении родов. Все силы организма младенца мобилизуются и помогают ему двигаться к теперь уже ясно различимому свету. Рождение отнюдь не означает конец испытаний для малыша. На кроху тут же обрушиваются все реалии современного мира - на него начинают действовать законы притяжения (ведь в утробе мамы он находился в состоянии невесомости). У него пробуждается сознание, а все перинатальные воспоминания становятся бессознательными. Именно прохождение по родовым путям чрезвычайно важно для адаптации и становления ребенка как личности. В этот момент запускаются различные психологические механизмы. От особенностей прохождения зависит дальнейшее умение человека приспосабливаться к изменениям в жизни.
  4. Первое время после родов. Психологи уверены, что оттого, что слышит, чувствует и видит кроха в первые мгновения рождения, зависят его дальнейшие отношения с окружающим миром. Нужно, чтобы в этот момент мама находилась рядом, как и всегда на протяжении 9 месяцев. Малыш ни в коем случае не должен почувствовать одиночество, в противном случае он всю жизнь будет бессознательно тосковать по потерянному блаженству в материнской утробе. Кожный контакт, голос мамы, первые капли молозива успокоят кроху.

С первых же минут разлученные с мамой малыши испытывают чувство страха, незащищенности, растерянности, и впоследствии могут быть подвержены депрессии, панике и недоверия к миру.

Возможные заболевания

Самыми распространенными заболеваниями перинатального периода считаются:

  1. Родовая травма. Представляет собой повреждения плода, полученные непосредственно во время родоразрешения. Такие травмы могут включать разрывы мягких тканей, переломы и вывихи, растяжения и т.д. Причины подобных состояний могут быть разными - от состояния плода до динамики родоразрешения. Стремительность и длительность родов, соответствие размеров малыша родовым путям, недоношенного и переношенность - все эти факторы влияют на состояние родившегося ребенка.
  2. Асфиксия. Состояние, связанное с недостатком кислорода в организме малыша, а также накоплением углекислого газа. Чаще всего плод страдает не столько от асфиксии (полного отсутствия кислорода), сколько от гипоксии (его недостатка в органах и тканях). Причиной подобного заболевания считаются материнские патологии, врожденные пороки плода и т.д.
  3. Гемолитическая болезнь. Тяжелая патология неонатального периода. Возникает по причине несовместимости крови мамы и ребенка по резусу или группе. При этом формы такого заболевания могут быть как жизнеспособными, так нежизнеспособными.
  4. Инфекционные болезни плода: пневмония, токсоплазмоз, цитомегалия, сепсис и др.

Большинство указанных патологий способны осложнить течение беременности и спровоцировать многочисленные пороки развития плода.

Отдельные состояния

Отдельными состояниями, требующими внимательного врачебного подхода, являются недоношенность и переношенность.

Недоношенностью считается рождение ребенка при сроке беременности меньше 259 суток. В число недоношенных входят младенцы с массой 500-2500 г и длиной тела 25-45 см. Главные признаки недоношенности: длинные пушковые волосы на спине, лице и плечах, мягкие кости, недоразвитость ногтей и половых органов, отсутствие окостенения бедер.

Для переношенных детей характерно рождение после 294 суток беременности. Таких малышей отличают сухая шелушащаяся кожа, ядра окостенения отмечаются в бедренных и других костях скелета.

Значение перинатального периода

Перинатальный период - чрезвычайно важное время для маленького человека. Находясь в материнской утробе, он стремительно и всесторонне развивается. Именно в период до родов малыш начинает отличать различные эмоции мамы, между ними формируется эмоциональная связь.

Процесс рождения, хотя и представляет некоторый стресс и шок для ребенка, является неотъемлемой частью перинатального периода. Считается, что наиболее приемлемым для малыша вариантом являются естественные роды путем прохождения через родовые пути. Именно такой способ появления на свет помогает ребенку преодолеть своеобразный первый барьер. Психологи уверены, что естественное рождение помогает ребенку стать более целеустремленным и стойким. Не менее важен этот аспект и для мамы - естественные роды формируют более крепкую нейро-эмоциональную связь между ней и ее новорожденным крохой.

Полноценная жизнь маленького человека начинается отнюдь не после его появления на свет. Уже с 22 недели беременности плод, находящийся в материнской утробе, умеет слышать и осязать. С каждой новой неделей его умения совершенствуются, и к моменту своего рождения он уже является цельным, завершенным во всех отношениях существом.

natalis - относящийся к рождению) - околородовой период; делится на:
  • антенатальный (лат. ante - перед) - дородовой
  • интранатальный (лат. intra - внутри) - непосредственно роды
  • постнатальный (лат. post - после) - 7 дней (неделя) после родов

Интра- и постнатальный периоды являются стабильной величиной. В антенаталь­ный период сначала включали продолжительность беременности до родов , начиная с 28 недель. При этом остается критерием не только срок гестации, но и масса плода (1000 граммов). В последующем было показано [кем? ] , что плод может выживать и при меньшем сроке гестации, и тогда антенатальный период в большинстве развитых стран начали исчислять с 22-23 недель (масса плода 500 граммов). Период беременности до этого назвали пренатальным , то есть предшествующим рожде­нию жизнеспособного плода.

Исследования, проводимые в пренатальном периоде с привлечени­ем генетических, биохимических и ультразвуковых методов, позволили выявлять врожденную и наследственную патологию плода в ранние сроки беременности и по показаниям прерывать её. Не менее важен интранаталь­ный период. Объективный диагностический контроль состояния матери, родовой деятельности и состояния плода дал возможность глубже понять физиологию и патофизиологию родового акта с более точной оценкой аку­шерской ситуации и оптимизации способов родоразрешения.

Внедрение новых диагностических и терапевтических технологий спо­собствовало значительному прогрессу охраны здоровья плода и ново­рождённого. Разработаны и широко применяются в практике методы интенсивной терапии новорождённых, родившихся в асфиксии , с внут­ричерепной травмой, недоношенными или с экстремально малой массой. Благодаря научным и практическим достижениям в настоящее время во многих клиниках мира выживают 70% детей, родившихся в сроки от 22 до 28 недель гестации.

В рамках развития перинатологии начинает зарождаться новое направ­ление - фетальная хирургия .

Перинатальная смертность

Перинатальная смертность в России определяется числом погиб­ших плодов, начиная с 22 недели гестации (масса плода 1000 граммов и более, длина 35 сантиметров и более), во время родов и новорождённых в первые 7 дней (168 часов) после рождения и рассчитывается на 1000 живорождённых.

Умерших в анте- и интранатальном периодах относят к мёртворож­денным (показатель мертворождаемости), число умерших в первые 7 дней после родов составляет раннюю неонатальную смертность.

Перинатальная смертность учитывается во всех странах мира. Этот показатель отражает здоровье нации, социальное положение народа, уро­вень медицинской помощи вообще и акушерской в частности.

В развитых странах мира перинатальная смертность ниже 1 промилле . При этом учитывают всех родившихся, начиная с 22 недель гестации (масса более 500 граммов). В России прерывание беременности до 28 недель относят к абортам . Дети, выжившие в эти сроки гестации (масса тела менее 1000 граммов, длина тела менее 35 сантиметров) и пережившие 168 часов (7 суток), регистрируются в ЗАГСе как живорож­дённые, а матери выдают листок нетрудоспособности по беременности и родам. При этом прерывание беременности до 28 недель в отчёт лечебного учреждения о числе родов не входит.

В перинатальную смертность включаются все родившиеся после 28 недель и имеющие массу тела более 1000 граммов и длину более 35 сантиметров. При этом различают антенатальную, то есть дородовую, смертность детей; интранатальную (умершие во время родов) смертность и постнатальную (умершие в течение 7 дней после рождения) смертность. Перинатальная смертность в России постоянно снижается, но она выше, чем в развитых странах: в 2000 году - 13,18 промилле, в 2001 г. - 12,8 промилле, в 2002 г. - 12,1 промилле; в 2003 году - 11,27 промилле; в 2004 году - 10,6 промилле, в 2005 г. - 10,2 промилле, 2006 году - 9,7 промилле.

Государственное значение имеет не только снижение перинатальной смертности, но и перинатальной заболеваемости, так как здоровье в пери­натальном периоде в большой мере определяет таковое на протяжении всей жизни человека.

Перинатальные центры

Большое значение в снижении перинатальной заболеваемости имеет создание в России перинатальных центров, где концентрируются беременные высокого риска. При перинатальных центрах предусматри­вается создание отделений по оказанию помощи детям после выписки из родильного дома - 2-й этап выхаживания новорожденных. На 2-й этап переводятся дети, рожденные с малой (меньше 1500 граммов) и экстремально малой (менее 1000 граммов) массой; родившиеся с явлениями кислородной недо­статочности; родовой травмой и другими заболеваниями. Создание пери­натальных центров предполагает использование новейших технологии, современной диагностической и лечебной аппаратуры. В этих центрах имеются все условия для оказания высококвалифицированной помощи матери и ребёнку.

См. также

Литература

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: