Лучшие игрушки для 5 месяцев. Развивающие игры для детей пятого месяца жизни
Эти игры будут интересны вашему малышу и помогут в его дальнейшем развитии.
"Хватай и тяни". Любая часть вашего тела превращается в желанную игрушку. Когда мои дети учились разрабатывать пальцы, избрав для этого волосы у меня на груди, я вскрикивал: "Ой!", и их личики освещались восторгом от осознания собственного достижения. В этом возрасте малыши могут дотягиваться до бутылочки или груди матери и держаться за них во время кормления.
Из дневника Марты: "Мэтью теперь хватает меня за нос, подбородок, губы. Он старается, ухватившись за подбородок, подтянуть его вниз, к себе, и присасывается к нему ртом. Ему ужасно нравится все это проделывать".
Игра в кубики. Для этого возраста нет лучшей игрушки, чем кубики. Вот какими должны быть кубики:
- небольшими - около 1,5 дюйма (4 см), чтобы легче было удерживать их в руке
- яркими и контрастными: красными, желтыми, голубыми, зелеными и т.д.
- деревянными
Посадите малыша в детское кресло, обложив с боков подушками, поскольку он еще довольно мал для того, чтобы сидеть прямо без поддержки. Положите кубик на подставку или на стол перед ребенком и понаблюдайте за его очаровательными движениями при игре. Вот он захватывает кубик всей пятерней, ласково поглаживает его, изучает, перекладывает из руки в руку и, наконец, подносит ко рту. Скоро он научится стучать по кубикам, бросать их или складывать. Пока же он снова и снова перекладывает кубик из руки в руку.
Начинать лучше с одного кубика, чтобы дать ребенку время привыкнуть. Потом положите перед ним еще один и посмотрите, как малыш, держа один кубик в руке, будет стараться схватить новый другой рукой. Он смотрит на руки, в каждой из которых по кубику, и как бы раздумывает, что же делать дальше. Возможно, он начнет стучать ими друг о друга. Через месяц он научится откладывать один кубик, чтобы взять другой. Из игры с кубиками малыш может научиться многому. Ему удается проделать с ним все, что он хочет, и это поощряет его к освоению более сложного навыка - он учится брать предметы с помощью только большого и указательного пальцев. Эта способность будет оттачиваться в течение последующих нескольких месяцев.
Забавы за столом. Сядьте к обеденному столу и возьмите на колени малыша. Позвольте ему немного поиграть с салфетками и ложками.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не позволяйте ребенку дотягиваться до опасных предметов на столе и брать ножи, вилки. Держите также подальше от малыша горячую еду и напитки. Если ребенок все-таки случайно схватил какой-ни- будь острый предмет, не старайтесь отобрать его, вытаскивая из крепко сжатой руки. Это может привести лишь к тому, что ребенок сожмет кулачок еще сильнее и в результате порежет руку. Вместо этого слегка похлопайте его по тыльной стороне кисти руки и по запястью. Это помешает малышу крепче зажать нож в руке или начать им размахивать. Постукивая одной рукой по тыльной стороне кисти, другой осторожно разжимайте пальцы, чтобы нож просто выпал.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Кубики и шары должны быть диаметром не менее 1,5 дюйма (4 см), чтобы малыш не мог их проглотить.
Игры с подушкой. Начиная с 5 месяцев, мы обычно рекомендуем игры с различными подушками - цилиндрическими или клинообразными (в форме треугольной призмы).
Можно использовать остатки поролона, придав им соответствующую форму и обшив материалом с контрастным узором, лучше в черно-белую полоску.
Цилиндрические подушки (валики) диаметром 7-10 дюймов (18-25 см) и около 2 футов (60 см) в длину - хорошие приспособления, с помощью которых ребенок может выполнять массу интересных упражнений. Например, можно положить малыша животом на валик и, поддерживая за ножки, покатать на нем (игра в "тачку") или, усадив ребенка на валик верхом, понаблюдать, что он придумает в новом положении. Он может толкать себя вместе с валиком, чтобы дотянуться до игрушки на ковре, или покататься на нем взад - вперед, помогая себе ногами.
Клинообразные подушки (в виде треугольной призмы) могут послужить опорой для груди ребенка, позволяя ему свесить голову за край подушки и поиграть с находящимися рядом игрушками. Для детей этого возраста используйте подушки высотой от 3 до 4 дюймов (8-10 см).
Из дневника Марты: "Мэтью по-прежнему очень расстраивается, когда лежит на животике и понимает, что смог бы двигаться, если бы ему удалось оторвать животик от поверхности. Он размахивает ручонками, дергает ножками, но это ничего не дает. Вот почему, я думаю, он так любит поролоновые подушки и валики - ведь они по крайней мере позволяют приподнять животик над поверхностью, а это дает малышу ощущение движения вперед".
В предыдущей статье мы с вами обсуждали развитие четырехмесячного ребенка, а сегодня самое время поговорить о том, с помощью специальных упражнений, игр и , сделанных любящими мамиными руками.
Давайте не будем долго рассуждать, а сразу перейдем к описанию игр, ведь время не ждет, и нашему малышу нужны увлекательные занятия, организованные мамой и занимающие большую часть времени его активного бодрствования.
Игры для физического развития ребенка 5 месяцев
Игра «Я лечу»
Пятимесячный ребенок достаточно хорошо владеет собственным телом, а если вы выполняли упражнения, рекомендованные для предыдущих этапов развития, то мышцы его спины, живота и шеи настолько окрепли, что малыш может… взлететь! Конечно, с вашей небольшой помощью. Вот несколько вариантов:
- Расположитесь на полу на спине, ноги согните в коленях и поднимите (голени параллельны полу). Положите малыша на свои ноги и слегка покачайте вперед-назад и из стороны в сторону, придерживая ребенка руками за спинку. Удобно, что во время выполнения занятия, кроха видит ваше лицо, и вы можете разговаривать с ним. К тому же, это отличное упражнение для маминого пресса, ведь заботясь о том, как развивать ребенка в 5 месяцев , не стоит забывать и о себе.
- Также лежа на спине возьмите ребенка под мышки и покачайте на вытянутых руках.
- Положите малыша на пол на животик. Сами встаньте над ним, широко расставив ноги. Наклонитесь и возьмите кроху под животиком (одна рука в районе бедер, вторая – под грудкой). Покачайте ребенка, постепенно увеличивая амплитуду движений.
Выбирайте понравившийся вам способ полета или опробуйте их все. Во время полета вы можете спеть потешку или рассказать стишок, например, вот этот:
Я лечу над облаками,
Над лесами, и полями,
Кто со мной в железной птице
Не боится прокатится?
Или сочините свою песенку. Я пела так: «У-у-у, самолет летит… У-у-у, в нем Егорка сидит. Вот так, вот так, наш Егорка летит».
Такие полеты способствуют развитию представлений о собственном теле и укреплению вестибулярного аппарата.
Игра «Держи-держи!»
Надеюсь, вы продолжаете регулярные ? Именно сейчас, когда тело малыша готовится к самостоятельному ползанию, эти упражнения чрезвычайно важны для укрепления мышц спины и живота. Если ваш ребенок уже достаточно уверенно чувствует себя на мяче, самое время предложить ему такую игру.
Ребенок лежит на фитболе на животе. Вы надежно фиксируете его спинку и ножки и плавно раскачиваете мяч вперед-назад. Положите привлекательную игрушку прямо перед ребенком – он будет стараться ее достать во время движения вперед. После нескольких неудачных попыток обязательно задержитесь в крайней передней точке и дайте крохе возможность схватить добычу.
Сенсорные коробки для ребенка 5 месяцев
В этом месяце предлагаю познакомить вашего малыша с таким занимательным развивающим пособием, как . Это коробка, тазик, контейнер, корзина или другая емкость, которая наполнена различным содержимым для ощупывания, рассматривания, пересыпания, рассыпания, перемешивания и т.д.
Подробнее о сенсорных коробках и их применении в развивающих занятиях с детьми разного возраста вы можете почитать и , а сейчас я остановлюсь на вопросах организации игры с пятимесячным малышом и, конечно, на возможном содержании таких коробок. Исследовать содержимое сенсорной коробки ребенку в 5 месяцев будет удобно в 2-х положениях:
- Коробка стоит на столе. Малыш сидит у вас на бедре, наклонившись вперед. Вы поддерживаете его за грудку. При этом основной вес малыша приходится на ваши руки. Сажать малыша на колени в прямом смысле этого слова следует лишь в том случае, если он уже делает самостоятельные попытки садиться.
- Коробка лежит на полу. Ребенок лежит на животе, под грудку ему подкладывается валик из свернутого полотенца, небольшая диванная подушечка (высотой до 15 см) или подушка для кормления (теперь-то вы, наконец, оправдаете эту покупку). В этом положении руки малыша свободны и он может активно изучать и рассматривать содержимое сенсорной коробки.
Что же вы положите внутрь?
- разнообразные крупы, панировочные сухари, мука, крахмал (очень интересные тактильные ощущения);
- сваренные макароны (остывшие, конечно);
- попкорн, сухие завтраки – звездочки, шарики, подушечки, кукурузные хлопья;
- фигурное детское печенье;
- изюм;
- замороженные овощные смеси (для закаленных деток или в жаркий день);
- гладкие камушки;
- трава (зимой можно купить в зоомагазине. Вы уже заметили, как часто я вас туда направляю?);
- песок;
- катушки или клубки разноцветных ниток;
- пуговицы;
- мозаика, детали конструктора;
- кубики, мячики-ежики (да-да, покупаем там же J), детали счетного материала;
- кусочки паззла-потеряшки;
- хозяйственные губки, нарезанные на кусочки различной формы.
Недавно стали мамой малыша?
Игры для творческого развития ребенка 5 месяцев
Первые шедевры
Съедобное рисование
Рисовать можно не только краской. Вы можете использовать для этой цели овощное или фруктовое пюре. Налейте пюре на поднос с невысокими краями, а кроху расположите лежа на животике, подложив ему под грудку валик из полотенца. Малыш будет оставлять следы на поверхности подноса. Время от времени вы тоже можете что-нибудь нарисовать (мячик, солнышко, кубик, цветок) и позволить малышу стереть ваш рисунок.
Игра является первым знакомством ребенка с нетрадиционными способами рисования, способствует развитию тактильной чувствительности, стимулирует его познавательную и творческую активность.
Посмотрите видео о развитии крохи в 5 месяцев:
Игрушки для детей любого возраста должны быть не только красивыми и привлекающими внимание, а и полезными, оказывающими развивающий эффект. Заботиться о развитии ребенка нужно начинать с самого раннего возраста, а лучше «сразу с пеленок».
Для детей пяти месяцев полезными для развития будут такие игрушки как резиновое кольцо-прорезыватель, большой мяч, зеркальца и игрушки с зеркальным покрытием, всевозможные музыкальные игрушки (барабан, ксилофон, колокольчики, дудочки), различные трубы-тубусы с блестящими и разноцветными наполнителями, пересыпающимися при встряхивании, игрушки с прозрачными поверхностями и движущимися внутри предметами (шариками, капельками и т.д.), игрушки с цветными секторами.
Глядя на эти игрушки, играя ими, у ребенка развивается звуковое, зрительное восприятие и другие психические процессы.
Полезно играть с ребенком этого возраста в такие давно известные игры как «Ладушки», «Сорока-ворона». Эти игры способствуют развитию моторики, речи, тактильных ощущений. Для формирования тактильного опыта малыша полезным будет предоставлять ему возможность ощупывания предметов с различной поверхностью (шершавых, гладких, холодных, теплых, скользких и т.д.).
Для этих целей подойдут не только игрушки, а и предметы быта: чашки, ложки, полотенца, одежда, кусочек льда из холодильника, тканевые мешочки, наполненные различными сыпучими материалами. Тактильные ощущения ребенка необходимо сопровождать словами, комментировать. Можно организовать изучение движения воздуха от вентилятора – включить, выключить несколько раз его, посмотреть на ветерок, дующий от вентилятора на платочек, листик бумаги.
Полезными будут игры по изучению частей своего собственного тела и близких окружающих ребенка людей.
Помимо тактильных ощущений в этом возрасте необходимо формировать зрительный опыт. Для ребенка представляют интерес не только близкорасположенные предметы, а и удаленные.
О тех предметах, которые привлекли внимание ребенка, необходимо рассказывать ему, дать возможность их пощупать, рассмотреть. В этом возрасте наиболее часто внимание ребенка привлекают яркие контрастные игрушки.
Из всего многообразия игрушек он обязательно выберет те, которые характеризуются этими свойствами.
С 5-6 месяцев у детей значительно повышается активность и подвижность. Малыш начинает ползать , игрушки, подвешенные на держателе, теряют свою актуальность, привлекают малыша больше игрушки на дне манежа.
В этом возрасте необходимо активизировать работу по развитию понимания малышом речи и умений повторять слоги. До 5-6 месяцев для ребенка большую роль играет интонация в речи взрослых, после полугода актуальность приобретает смысловое значение слов.
Взрослые должны называть окружающие ребенка предметы, комментировать производимые действия. Словесное обозначение взрослыми предметов и действий способствует формированию пассивного, а позже и активного словаря ребенка.
Комментировать необходимо все действия: процесс кормления, подготовки ко сну, умывания: «Машенька сейчас будет кушать. Кушать кашку», «Вымоем Артемке ручки», а также окружающие ребенка предметы. На вопрос, «Где кукла?» ребенок должен повернуть голову в сторону куклы и отыскать ее взглядом.
В этом возрасте необходимо поддерживать интерес и способность ребенка к целенаправленному манипулированию предметами. Организовывать игры ребенка с мячом, шарами, игрушками по принципу вкладывания и вынимания составляющих ее предметов (матрешки, пирамидки, наборы различных мисочек).
Игры с ребенком пяти месяцев
«Футболист»
Ребенок – в положении лежа на спинке. Надувной мячик большого диаметра — под ножками ребенка. Придерживая и поворачивая мячик, взрослый предоставляет ребенку возможность побить его ножками.
Можно поучить ребенка отбивать мячик. Бросать (избегая попадания в лицо), пока не получится у ребенка отбить его или пока у него не пропадет интерес к игре.
Данные подвижные игры развивают мускулатуру мышц ребенка, координацию движений, крупную моторику.
Игра с телом малыша
Можно играя имитировать борьбу с малышом: приподнять его, подкинуть вверх, опустить вниз, подержать в стоячем положении.
Зарядка с подушкой
Положить ребенка на животик, подсунуть под животик подушку. Несколько секунд дать ребенку возможность побыть в таком положении.
Данные игры способствуют развитию мускулатуры тела ребенка.
«Мыльные пузыри»
Организовать наблюдение ребенка за мыльными пузырями. Можно попробовать дать ребенку возможность самому пустить их.
«Прятки»
Организовать игру можно двумя способами – закрывая свои глаза и закрывая глазки ребенка. Сопровождая игру словами: «Ау!», «Где Сереженька?», «Вот Сереженька» и т.д. Можно спрятаться под одеяло, затем выглянуть из-под него.
Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?
Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.
Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?
- погремушки;
- висюльки и мобили;
- пирамидки;
- сенсорные коврики;
- вкладыши;
- игрушки с сюрпризами;
- образные игрушки.
Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звука
Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой – ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.
Попробуйте показать малышу крутящийся волчок . Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе – пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.
Как играть?
Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.
Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.
Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую – постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.
Единственное, чего не стоит делать – торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.
Развитие координации движений
Основное задание родителей на этом этапе - вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев - самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».
Игра «Веселый мячик»
Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:
- «Вот такой веселый мяч!» - Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
- «Он готов пуститься вскачь!» - Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
- «Так и просится играть!» - Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
- «Трудно будет удержать!» - С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
- «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.
Игра «Убегающая игрушка»
Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.
Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.
В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу – он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый – надо об этом помнить.
Развитие осязания и мелкой моторики
Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.


Экскурсия по дому
Разминайте кисти малыша - проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».
Домашняя песочница
Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу – для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.
Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема - он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.
Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте – подробнее увидеть их нюансы можно на видео.
Развитие и совершенствование захвата
В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным – он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.
Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.
Развитие понимания речи и звуков
Первые книги
Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги – именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: ).


Речь
Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами – так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.
Музыка
Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.
В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог
Развивающие игры для малыша-исследователя от 4,5 до 6 месяцев
В какие игры можно поиграть с ребёнком 4,5-6 месяцев. Игры для ребёнка в 5 месяцев , игры для ребёнка 6 месяцев.
Ваш ребенок в этот период в совершенстве контролирует движения головы и рук, учится контролировать позу при сидении, активно обследует предметы пальцами. С игрушками он много раз выполняет одно и то же действие (бросает их на пол), осваивает такие простые движения, как доставание, похлопывание, размахивание. Внимательно следит за взрослыми и выражает свои эмоции голосом, выговаривая отдельные гласные звуки: «а», «о», «у», и сопутствующие им согласные: «б», «д», «м», «п».
К концу периода голосовая активность отличается многообразием звуков и слогов, среди которых преобладают звуки: «ма», « ай », « та », « по », « ба », « агу », « да ». Совершенствуются общая и мелкая моторика, координация движений, ребенок садится, пытается вставать. Малыш требует общения, эмоционально приветствует взрослых, активно привлекает их к игре, обижается, негодует, радуется.
Я уже почти сижу
Цели игры : укрепление мышц спины, развитие координации движений.
одеяло, хорошо обработанная небольшого диаметра палка.
❧ Родителям на заметку. Уделяйте общению с малышом все больше и больше времени, тогда он будет более адаптирован к окружающему его миру.
Ход игры: положите ребенка на спину на расстеленное одеяло, немного поговорите с малышом, дайте ему свои указательные или большие пальцы, чтобы он крепко за них схватился, зафиксируйте свои руки, чтобы они были неподвижными. Ребенок будет пытаться подтянуться и сесть. При этом можно считать: «Раз, два, сели».
Когда он перейдет в положение сидя, постарайтесь первое время ему помочь удержать позу, ободрите, похвалите, вызовите положительные эмоции: «Три, четыре, пять, сидим, во все стороны глядим».
После этого положите ребенка вновь на спину. Дайте ему отдохнуть, займите игрой в «Ладушки», после чего вновь предложите поиграть в игру «Я уже почти сижу...».
В качестве подручного снаряда может быть использована хорошо обработанная небольшого диаметра палка. Применение палки целесообразно тогда, когда у ребенка цепкие, крепкие руки.
В конце игры обязательно похвалите малыша, прижмите к себе, обнимите.
Мячик прыг, мячик скок
Цель игры: осваивание простых движений.
: яркий, маленький, прыгучий мячик.
Ход игры: возьмите ребенка на руки, посадите на колени спиной к себе. Дайте малышу в руки мяч, пусть он немного с ним поиграет. В тот момент, когда мяч из рук упадет, привлеките внимание малыша к движению, озвучив его стихотворением:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Поднимите мяч вместе с ребенком: «Давай посмотрим, куда убежал мяч?», «Давай догоним мячик». Пусть мяч несколько раз неожиданно упадает, но, как показывает опыт, малышу нравится наблюдать за тем, как он прыгает, и ребенок с удовольствием и смехом его роняет.
❧ Родителям на заметку. Выбирайте для ребенка звучные и простые стихи, повторяйте их несколько раз, чтобы они запомнились малышу и были им узнаваемы впоследствии.
Играть можно и тогда, когда мама или папа стоят и держат малыша, тогда мяч будет прыгать дольше, что тоже очень нравится малышу. В дальнейшем исследования подобного плана будут проводиться со всеми игрушками, но каждое падение должно сопровождаться другим ответным действием: необходимостью поднять предмет. Причем игрушку должен поднять малыш сам (хотя и на руках у мамы или папы).
Первое время ребенок просто разжимает пальцы, и мяч падает. Несколько позже он научится его бросать, тогда стоит принять меры предосторожности, чтобы прыгающий и летящий мяч не разбил что-либо. После игры обязательно положите мяч в коробку с игрушками или на свое место.
В заключение игры похвалите ребенка за то, что он хорошо достает мяч и убирает его на место.
Говорун
Цели игры: выработка навыков общения, развитие артикуляции, навыков слушать собеседника.
Ход игры: играть можно практически везде — когда моете, переодеваете ребенка, перед кормлением, после него, как перед сном, так и после сна. Главное, чтобы малыш ощущал ваше участие и интерес. Перед сном разговор должен быть более напевным и плавным, после сна — более ритмичным, радостным и живым.
Разговаривая с ребенком, старайтесь, чтобы он первое время видел ваше лицо и следил за движением губ и выражением лица. Беседа должна быть эмоционально положительно заряжена. Первое время требуется большое количество повторений звуков и их сочетаний.
Начиная играть, привлеките внимание ребенка. Когда он начнет отвечать, вы, меняя интонацию, повторите звуки, которые хорошо получаются у малыша. Незнакомая интонация привлекает ребенка, он несколько теряется, осмысливает ее, подобным образом вырабатывается навык слушать собеседника.
❧ Родителям на заметку. Если ребенок оказывает вам сопротивление, не пытайтесь физической силой заставить его подчиниться, постарайтесь найти компромисс. Взаимопонимание важно с самого раннего возраста.
Когда вы произносите новые звуки и их сочетания, то ребенок сразу не может вам ответить, возникает вынужденная пауза. Во время этой паузы повторите предложенное сочетание несколько раз (родители сами выбирают сочетания звуков в зависимости от навыков малыша).
Хороший результат на выработку умения слушать собеседника приносит коллективная игра, когда играют и папа, и мама, и малыш. Ребенок переключает свое внимание с одного собеседника на другого, с одного тембра голоса на другой.
В конце разговора обязательно похвалите малыша ласковым голосом, прижмите к себе, обнимите.
Первые стихи
Цели игры : развитие навыков общения, умения понимать обращенную речь, сопоставление слухового и зрительного образа.
Необходимые материалы и наглядные пособия: яркие игрушки, яркие книжки с картинками, одеяло.
Ход игры: расстелите одеяло на полу, положите ребенка на спину, сядьте с ним рядом. Возьмите игрушечную кошку, привлеките к ней внимание малыша, прочитайте стихотворение о кошке и расскажите, как плачет киска, как она разговаривает:
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. (Б. Заходер)
Подобным образом рассказывайте и о других игрушках.
В дальнейшем можно будет проводить игру и на коленях у мамы и папы с книжкой, когда, читая стихотворение, ребенку показывают картинки с изображением животных или игрушек. При этом малыш должен дотронуться до картинки, благодаря чему происходит запоминание и соотнесение слухового и зрительного образов.
В конце игры повторите, как говорят киска, собака, птичка.
Достань игрушку
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, игровых навыков, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, яркая игрушка, носовой платок.
Ход игры : сядьте на расстеленное одеяло, посадите рядом с собой ребенка, возьмите в руку любимую игрушку малыша, покажите ее ребенку, прочитайте небольшое стихотворение об игрушке. Накиньте на игрушку платок (спрячьте игрушку) спросите малыша: «Где мячик (или иная игрушка)?» Подождите и посмотрите, что будет делать ребенок. Как правило, он поднимает платок и находит игрушку. В момент появления игрушки и проявления радости и восторга радуйтесь вместе с ребенком, похвалите его обязательно за находку. Повторите игру несколько раз, всякий раз говорите ребенку слова одобрения. В конце игры вновь почитайте ребенку стихотворение о его любимой игрушке. Дайте малышу самостоятельно поиграть с ней. В конце игры игрушку необходимо положить на место.
❧ Родителям на заметку. С раннего детства очень важно приучить ребенка к тому, что игрушки лежат в определенном месте.
Волшебная коробочка
Цели игры : развитие мелкой моторики, контроль позы при сидении, развитие навыков самостоятельной игры, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия : одеяло, яркая коробка, игрушки разных размеров.
Ход игры : расстелите одеяло на полу, сядьте на одеяло и посадите ребенка перед собой, покажите ребенку яркую картонную коробку, малыш обязательно ей заинтересуется. Потрясите коробку, находящиеся в ней игрушки или предметы издают шум, что также привлекает внимание крохи. После того как ребенок проявил к коробке интерес, откройте ее со словами: «Давай посмотрим, что там так шумит?» Откройте крышку и наблюдайте, что будет предпринимать малыш.
Как правило, он сразу же начнет доставать игрушки из коробки, если же у него это получается с трудом, немного помогите ему. Доставая игрушки, заостряйте внимание ребенка на том, какая это игрушка или предмет, какой формы, какого цвета и так далее, аккуратно складывайте их рядом. Приучайте ребенка к тому, что ломать и бросать игрушки нельзя. После того как все игрушки перекочевали из коробки к малышу, повторите обратное действие: сложите все в коробку, при этом также проговаривайте и повторяйте свойства и характеристики игрушек или предметов. Покажите малышу, что после игры коробка должна быть закрыта крышкой и убрана на свое место.
❧ Родителям на заметку. Не высыпайте сразу содержимое коробки на одеяло, приучайте, чтобы ребенок вынимал игрушки из нее аккуратно.
Звери, птицы
Цель игры : развитие познавательной способности у малышей, восприятия обращенной речи, умения слушать собеседника.
Ход игры : во время прогулки, когда ребенок бодрствует, привлекайте внимание к окружающему его миру, прыгающих и летающих птиц, пробегающих кошек и собак. Рассказывайте ребенку, что это за птицы или животные. Импровизируйте, живо и весело рассказывайте малышу о заинтересовавших его объектах (используйте стихотворения из главы «Бабушкин сундук»):
Маленький воробышек по дорожке прыг-скок,
Прыг-скок, чик-чирик.
Черная ворона — кар-кар.
Собачка — гав-гав.
Кошка — мяу-мяу.
Голуби-сизари — гули-гули-гули,
Летели, летели,
Устали, сели.
Крошку съели,
Шу-у-у, улетели!
Подобная прогулка доставляет ребенку массу удовольствия, он быстро запоминает окружающих его животных и птиц, с интересом за ними наблюдает, тянется к ним, расстраивается, когда они улетают или убегают. Всякий раз, когда малыш пытается выказать свое неудовольствие, переключайте его внимание на другие объекты, которые находятся в непосредственной близости и могут заинтересовать кроху.
Хлоп, хлоп
Цели игры : развитие целенаправленных движений, мелкой моторики, массаж активных зон ладоней.
Необходимые материалы и наглядные пособия : одеяло.
Ход игры: расстелите на полу одеяло, сядьте на пол, посадите ребенка напротив себя, привлеките его внимание, немного поговорите, повторяйте за ним его звуки и слоги, выдерживая паузу. Затем привлеките его внимание, хлопая в ладоши, приговаривая:
Хлоп-хлоп,
Мы печем оладушки.
Хлоп, хлоп, Испекли!
На ладошках понесли!
Гуленьки прилетели,
Оладушки съели,
Шу-у-у, улетели!
На последних словах поднимите руки вверх.
Повторяйте движения несколько раз, читайте стихотворение. Ребенок обязательно начнет повторять за вами движения, только необходимо терпение, и результат вас обрадует. Хвалите малыша, поощряйте его интонацией голоса, улыбкой.