Когда появились головные уборы? История головных уборов.

Весной шляпка становится не просто головным убором, она вполне может стать акцентом образа. И не стоит о ней забывать, вспомните историю – шляпкам всегда уделялось много внимания.

Стилист-имиджмейкер, эксперт в сфере self-brand Мария Пион специально для журнала Интерсити рассказала увлекательные факты из истории возникновения шляп.

Еще до появления шляп дамы накрывали голову капюшонами, шалями или вуалями. Основная функция таких головных уборов была – укрыться от палящего солнца или согреться в холод.

История возникновения шапок уходит корнями в Древний Египт . В те времена головной убор был символом могущества и власти. Большой платок из полосатой ткани был привилегией фараона, его он надевал под свою корону. Фараонов даже хоронили в этих головных уборах, считая, что они осуществляют связь с потусторонним миром. Все остальные люди в те времена должны были защищать голову, сооружая себе подобие париков из растений.

В греко-римскую эпоху появились тюрбаны и короны , которыми украшала себя знать.

Во Времена средневековья шляпы стали предметом роскоши и особой гордости обладательниц самых пышных и массивных экземпляров. В тот период головные уборы украшали лентами, мехом, перьями и драгоценными камнями.

В 1395 году Изабелла Баварская ввела в моду генины (высокие конусообразные уборы), которые позже приобрели двуугольную форму или форму полумесяца. Чем выше была башня на голове у женщины, тем более высокое положение она занимала (у принцесс высота генина достигала 1 метра, а у придворных дам – 60 см). Из-за такой моды в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

В XVI веке в моду вошли широкополые шляпы из фетра . Историки моды предполагают, что это произошло из-за антисанитарии – в те времена нечистоты могли выливать практически на головы прохожим.

В это же время знатные дамы в Европе носили персидские тюрбаны – веяние Востока.

Чуть позже в моду вошли огромные парики , которые надевались на обритую женскую голову. Поэтому необходимость в шляпках отпала. Их шили, но носили подмышкой. Они были просто элементом декора.

Мария-Антуанетта

Во времена правления французской королевы Марии-Антуанетты прически стали сложными, использовались накладные волосы и специальные валики.Прически были такими огромными, что дамы передвигались в каретах, сидя на полу.

Дамские шляпки тоже выросли в размерах (некоторые модели того времени в диаметре достигали одного метра). Головные уборы украшали макетами парусников, замками, лебедями, мельницами, в них «встраивали» вазы с водой, куда ставили живые цветы. В шляпы монтировались небольшие механизмы, которые двигали фигурки птиц или бабочек.

Более приближенный к современному виду шляпка стала во времена Французской революции. Ее носили все сословия и в любом возрасте. Красивая шляпа становилась изюминкой гардероба.

В конце XVIII века в моду вошел чепец . Чепец изначально использовался как атрибут для принятия водных процедур, но позже его стали надевать под основные головные уборы или носить в дневное время. Ими пользовались исключительно замужние дамы.

Берет вошел в моду в середине XV годов , хотя был известен еще до н.э. Но если раньше его носили крестьяне и охотники, то позже ему нашли применение художники, актеры, музыканты и другие представители интеллигенции. Но в начале XIX века дамы стали шить береты из дорогих материалов (бархат, парча, шелк), украшали их вышивкой или драгоценными камнями. В историю вошел малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу.

Существовали также капоры, цилиндры, шляпы из фетра, шапокляк (складные цилиндры), канотье, шляпки из соломки и др.

В начале ХIХ века мода на шляпки менялась стремительно. Модницам приходилось постоянно следить за новинками и регулярно обновлять гардероб. Длительное время женские шляпки были на шелковых или кружевных завязочках (мантоньерках) . У мантоньерок была не только функция удержать шляпку на голове, их завязывали особыми бантами, придавая образу миловидность и некоторую кокетливость.

К середине 19 века фасонов головных уборов была настолько много, что можно было выбирать основываясь исключительно на свой вкус, а не на веяния моды.

Научно-технический прогресс в начале ХХ века коснулся и головных уборов. Новые технологии позволили упростить процесс изготовления шляп, они стали более доступными.

До середины ХХ века в соответствии с церковной доктриной женщины в течение всего дня должны были носить головной убор и быть с покрытой головой . В это время носили большие платки, а более обеспеченные дамы – палантины и широкие вуали.

В 30-е годы ХХ столетия громоздкие головные уборы полностью вышли из моды. На смену им пришли миниатюрные шляпки с вуалью или украшением из бисера.

Чуть позже в моду вошли вязанные и плетеные шляпы, плотно облегающие голову. Появились шляпки-таблетки, головные уборы под названием «десертная тарелка», «наседка на гнезде» и другие с не менее занимательными названиями.

В те времена моду на головные уборы диктовали Полин Адам, Коко Шанель и Эльза Скиапарелли.

После появления автомобилей шляпки стали выходить из обязательного обихода. В 80-х года возродила к ним былой интерес принцесса Диана.

Но поскольку погода бывает разной, то жизнь без шляпы представить сложно. Сейчас мода дает возможность выбора. Главное — отдать предпочтение головному убору, который вам подходит.

Я очень люблю художников. Мой дед был художником, отец тоже и брат мой - художник. И росла я с малых лет среди картин и рисунков. Время шло, я стала писательницей и теперь пишу книжки для детей, а какая же детская книжка без иллюстраций, без рисунков?

Вот, и сейчас, когда я задумала писать новую книжку, то первым делом пригласила художника, Бориса Аркадьевича. Он пришёл, я встретила его в передней. Снимая пальто и шляпу, он спросил:

Так о чём же мы с вами будем сочинять книжку?

Я посмотрела на его красивую серую шляпу и ответила: - Да вот хотя бы о шляпе, Борис Аркадьевич. Он улыбнулся.

Нет, я серьёзно, - продолжала я. - Давайте расскажем и покажем ребятам, что, где и когда носили люди на голове.

Борис Аркадьевич задумался, а потом сказал:

Пожалуй, Наталья Петровна, это может быть интересный разговор.

Сели мы с ним за стол и стали обсуждать нашу будущую работу. Вспомнили, сколько остроумных, метких пословиц и поговорок придумал когда-то русский народ о шапках.

Ну вот, скажем: "По Сеньке и шапка!" Эта поговорка имела два смысла. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, всё делал кое-как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нём была мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: "По Сеньке и шапка!"

А другой Сенька был ловкий, умелый: дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением как бы любуясь им: "По Сеньке и шапка!"

Ещё любопытная , - вспоминает Борис Аркадьевич, - "На воре шапка горит!". У неё такая история: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: "На воре шапка горит!" От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.

Припомнили мы с художником и другие : "Шапку в охапку - и бегом!" Так говорят про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.

"Поспел к шапочному разбору": все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только-только явился.

Все эти живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах.

А вы знаете, Борис Аркадьевич, что "шапка" слово не русское. Произошло оно от французского "шапо" - шляпа, или "шап", что значит - покрышка. Вот вы, например, кроме шляпы, какую ещё "покрышку" носите на голове?

Зимой я ношу треух, - смеётся художник. - У него вроде как три уха. Два на уши опускаются, а третье - козырёк. Теперь эти шапки называют ушанками.

Мальчишки тоже любят треух. Но, к сожалению, частенько они не очень вежливо с ним обращаются.
Посмотри сюда: хорош?
Он на пёсика похож,
На ушастого, лохматого,
В драке будто бы помятого!

Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества, ограничиваясь косынкой. Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.

В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.

Шляпы во время и после Второй мировой войны

Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.

После окончания войны женщины, уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.

В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.

В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным.

Самые популярные шляпы современности

Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.

Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:

  • Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона

  • Панама - похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери

  • Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра

  • Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс

  • Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»

  • Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна

Самые дорогие шляпы в мире

Шляпка любви: Луи Мариетт, дизайнер из Франции, специализирующийся на создании эксклюзивных шляп для звездных персон, изготовил шляпку стоимостью в 2,7 миллиона долларов из платины и бриллиантов. Как признался Луи, вдхновением для него послужили образы плюща и колокольчика. К сожалению коллекционеров, к продаже такая шляпка не предназначена.

"Шляпка любви" оценена в 2,7 миллиона долларов

Шляпа под названием «Глубокое голубое море» является настоящим произведением искусства. Его дизайнер Энн Мари Вилетт использовала для этого изделия 26 опалов, их общий вес составляет 1 447 каратов, а стоимость достигает 200 тысяч долларов.

Шляпа "Глубокое голубое море"

Шляпка для скачек: Royal Ascot – самые известные английские скачки. Более того, также это место считается скоплением лучших в Мире шляпок, куда дамы со всего мира съезжаются, чтобы покрасоваться. Продолжительность скачек – 5 дней, и в каждый день на скачки нужно приходить в новой шляпке.

  • В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
  • В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
  • Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
  • Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
  • В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
  • Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских

Фильм о производстве шляп

История головного убора

Нет предела разнообразию того, что люди в разных уголках мира водружают себе на голову — от легких шапочек, закрывающих только темя, до громоздких уборов чуть ли не в метр высотой. Объединяет их лишь одно — все они служат не только защитой от холода и солнца, но и показателем статуса своего обладателя .
Когда и кто первым надел головной убор, можно определить лишь примерно. С окончанием ледникового периода людям, избравшим местом жительства север, пришлось придумывать защиту от холода и ветра. Наряду с шубами и накидками появились меховой капюшон и шапка-малахай. Тогда же степные кочевники создали войлочный колпак с наушниками - прототип знаменитого русского треуха или шапки-ушанки. У жителей южных стран была другая проблема — жаркое солнце, от которого спасали шляпы с широкими полями. Первой такой шляпой стал греческий петасос, который, согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. Азия изобрела другой фасон — маленькую шапочку, закрывающую лишь темя, тюбетейку и кипу.
Но задолго до всего этого головные уборы выполняли другие задачи, например, удерживали волосы, которые нельзя было остригать как источник силы (у мужчин) или плодородия (у женщин). Отросшие волосы мешали видеть, есть и работать, а порой и угрожали жизни, как это было с библейским Авессаломом, который, убегая от погони, запутался волосами в ветвях дерева. Поэтому их начали стягивать в узел, заплетать в косы, склеивать в причудливые прически, украшенные бусами, ракушками и перьями. Первые головные уборы были сделаны из собственных волос, подобные и сейчас существуют у нуэров и лангов Южного Судана . Высота их достигает полуметра, а вес — нескольких килограммов. С появлением ткани стали скреплять волосы лобной повязкой или платком, а бедуины Аравии соединили и то и другое, придумав исключительно удобную в условиях пустыни куфию. Дальше к востоку платок превратился в многослойный тюрбан, или чалму.

По другому пути шло развитие головных уборов в Древнем Египте, где шапки по-прежнему делались из волос, но только чужих. Все египтяне и египтянки, кроме рабов, брили головы, а из отходов делали парики, которые на ночь снимали — гигиенично и удобно. Правда, жрецы парики не носили, а фараон вместо него надевал клафт - бело-голубой полосатый платок, символ власти. Была у него и настоящая корона, сделанная из тыквы-горлянки, предтеча всех последующих корон, венцов и тиар. Во все века их старались делать более дорогими и громоздкими, короли и особенно королевы порой буквально теряли сознание от тяжести этих драгоценных «шапок». Так случилось с королевой Викторией, когда ей во время коронации в 1838 году водрузили на голову золотую корону весом семь килограммов. Кстати, русская шапка Мономаха, изготовленная в XV веке, весит всего 698 граммов, хотя ее украшают более 6о драгоценных камней и соболья опушка.
Египтяне изобрели и другую функцию головных уборов - определять место их носителя в табели о рангах . Вельможи фараона сообразно своему статусу украшали парики яркими перьями и самоцветами. Позже китайский император уже официально присваивал своим придворным право носить на шапке перья павлина, жемчужины, шарики из нефрита и коралла, чтобы важную персону было видно издалека. Индейцы Северной Америки гордились не придворным рангом, а числом снятых скальпов, которое определяло количество воткнутых в волосы орлиных перьев. Правда, вожди, независимо от своей храбрости, надевали целый перьевой венок - тот самый, что сегодня продается в любой сувенирной лавке американского Запада. Убор символизировал Солнце, а также, как считалось, защищал от стрел и даже от пуль, правда, в войнах с бледнолицыми индейцы быстро убедились, что это не так.
У некоторых племен орлиные перья заменялись рогами бизона, а у семинолов Флориды - шапкой из кожи крокодила. В Африке вожди украшали голову ермолкой из шкуры леопарда, на Гавайях — шапкой из перышек красного кардинала, в Новой Гвинее - перьями райской птицы. Были и менее эстетичные головные уборы. Воины разных народов носили маски, сделанные из снятой с головы кожи или черепа убитого животного, от которых, по преданиям, они вели свой род (например, волка, медведя или льва). Тем самым воины не только обеспечивали себе связь с предками, но и запугивали врагов оскаленными мордами хищников. В дальнейшем изображения этих животных начали делать из металла, дополнительно защищая голову от удара. Так появился шлем, превратившийся позже в солдатскую каску, — еще один головной убор, востребованный, к сожалению, и в наше время .
Не так-то легко, особенно в бою, носить на голове череп быка, да еще с рогами. Но не легче и священнослужителям разных религий, например тибетским монахам, носящим войлочные шапки высотой до метра. По цвету шапок различаются буддийские секты, в том числе желтошапочная гелугпа, к которой принадлежит далай-лама. В исламе зеленую чалму носят только паломники, побывавшие в священной Мекке, а у сикхов тюрбан (обычно синего цвета) — непременный признак мужчины, наряду с гребнем и кинжалом. В Средней Азии по узору тюбетейки еще недавно можно было определить не только национальность человека, но и область, из которой он приехал. Есть народы, тесно связанные в массовом сознании со своими головными уборами. К примеру, вьетнамца обычно изображают в конусовидной соломенной шляпе, араба — в куфии, турка — в феске. Хотя на самом деле феска родилась в Марокко, а туркам запрещено носить эти круглые шапочки со времен основателя республики Ататюрка. И если киргизский колпак или грузинская сванка легки и удобны, то национальный убор индийской народности нага, похожий на индейский - с перьями и рогами, весит до восьми килограммов.
Однако первое место по тяжести прочно удерживают женские головные уборы, особенно свадебные . У народа гереро в Намибии женщины надевали на свадьбу кожаный шлем, увешанный спадающими до пят бусами из раковин и слоновой кости, — все это весило до 10 килограммов. Не меньше был вес двурогих шапок монгольских невест и казахских саукеле - высоких войлочных тиар, щедро украшенных серебром, жемчугом и кораллами. Высота их достигала 70 сантиметров, а стоили они дороже сотни лошадей — при том, что их надевали всего один раз и никогда не передавали другим, чтобы не отдать вместе с ними свое счастье. Китаянки, обычно не носившие головных уборов, на свадьбу надевали «фениксову шапку» из шелка, расшитого золотыми фениксами и драконами. Не менее колоритны уборы невест у народностей Южного Китая — ли и чжуанов — большие шляпы-венцы, украшенные бумажными цветами, монетами и колокольчиками. Их носили и после свадьбы; по мелодичному звону муж всегда мог догадаться, где находится его благоверная.
На Руси свадебный венец с лентами был легким, зато головные уборы замужней женщины отличались тяжестью, а главное, носились постоянно - появиться на людях без них, опростоволоситься, считалось позором . Уборов было великое множество: высокие кокошники, островерхие шишаки, рогатые кики, сороки в форме каблука. Их украшали жемчугом, бисером, цветным стеклом, а то и драгоценными камнями. Чем богаче была женщина, тем тяжелее и выше делали ее головной убор. Впрочем, у мужчин было то же самое — бояре гордились своими «горлатными» шапками высотой в полметра.
Кавказские горцы старались перещеголять друг друга высотой папах, мексиканцы - шириной полей сомбреро. А в средневековой Франции знатность дам определяла высота их эннена — высокого колпака с вуалью. Эннены делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Мужчины в ту эпоху носили внушительных размеров бархатный берет, украшенный жемчугом и страусовыми перьями.
На смену берету пришли треуголка, цилиндр, боливар, а сменившая эннен дамская шляпка стала настоящей царицей моды. Еще в XVIII веке шляпы парижских модниц стали если не самыми тяжелыми, то уж наверняка самыми громоздкими головными уборами за всю историю . Отпуская на волю фантазию, их обладательницы носили на своих прелестных головках корабли под всеми парусами, многобашенные замки и целые композиции наподобие «Изгнания Адама и Евы из рая». Часто все это великолепие помещалось не на шляпах, а на громадных пудренных париках. Не раз накануне бала слугам приходилось срочно расширять парадные двери, иначе дамы с громоздкими прическами просто не смогли бы туда войти. В следующем столетии нравы стали скромнее, но любое светское мероприятие все равно превращалось в состязание модных шляпок. Их было бесчисленное множество - чепцы, тюрбаны, маленькие «токи» с перьями-эгретами, крохотные «биби» и алые мушкетерские береты (в таком блистала на балу Татьяна Ларина). Мужчины были куда скромнее: цилиндры, котелки, а на отдыхе — соломенные канотье. Западная мода проникла в самые отдаленные уголки мира, правда, в довольно неожиданных сочетаниях . Например, цилиндры, расшитые бисером, приобрели популярность у африканских вождей, а индеанки аймара в Боливии до сих пор носят такие же черные котелки, как лондонские клерки.
Мы считаем, что мода двадцать первого века самая быстроногая: цвета, фасоны, ткани меняются каждый сезон. Но, оказывается, в начале девятнадцатого века женская шляпка могла сменить фасон тридцать раз за один сезон! Если бы платья претерпевали такие же головокружительные изменения, ни женским портным, ни кошелькам мужей было бы за такой модой не угнаться. Сделать шляпку по болванке, преобразив ее модным атрибутом, удлинив или укоротив поля, было все же проще и намного быстрее.
В середине девятнадцатого столетия наблюдается расцвет шляпного искусства, перенятого модистками у мастеров шляпных дел, мужчин . Шляпа классической формы с полями пришла к нам безусловно из мужского гардероба. К концу девятнадцатого века она стала уступать свое место разнообразным необычным фасонам, а потом опять вернулась. Коко Шанель на мужской шляпе загнула побольше поля по всей окружности и оживила цветами, лентами и пряжками.
Русские дамы любили шляпы и шляпные магазины. Вот как иронизирует над страстью к шляпной моде Тэффи: «Самый центр, самый пульс жизни представляют шляпные магазины, где перья, птицы, цветы, ленты и еще многое, „чему названья нет“, вертится, поднимается, опускается, примеряется. Странные шляпки бывают на белом свете. Иная, посмотришь, шляпа, а вглядись в нее — целая трагедия: на отогнутых полях, конвульсивно подняв лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или желтая птица. А тут же рядом, „сияя наглой красотой“, расцветает букет гвоздики».
Шляпное искусство в Европе продолжает процветать и удивлять публику. Но на наших улицах женщина в шляпе — экзотическая птица. Надеть настоящую шляпу, а не бейсболку или простенькую нашлепку из соломы от солнца, может позволить себе только женщина с безупречным вкусом . Если вы все же решили надеть шляпу, следует знать, что маленькие поля не способны украсить женщину небольшого роста с округлым овалом лица. Ей нужны поля пошире. А ковбойская шляпа подходит и пышечкам, и дамам высокого роста, но не непременно скуластеньким. Вообще женщинам почему-то чисто мужские шляпы идут даже больше, чем женские, украшенные цветами и прочей нежной атрибутикой.
Суть самой распространенной мужской шляпы, ковбойской, совсем не в том, чтобы придать бравый вид или показать его социальный статус. Это обязательная часть костюма ковбоя, иными словами, пастуха. Она защищала его голову от дождя и снега, спасала на скаку от хлещущих веток, служила хлыстом, котелком для воды и помогала раздувать костер. Вдруг эти знания вам, рискнувшим надеть ковбойскую шляпу, когда-нибудь пригодятся?
За многие тысячелетия человеческой истории головным уборам приходилось быть и предметами сугубо практическими, и символическими, и комическими, и патриотическими, шутовскими и политическими. Их то преследовали, а то надолго предавали забвению. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей и особенно их социальное положение и социальные претензии .
Если в древности головной убор являлся символом положения человека в обществе, то сегодня это просто необходимая деталь нашего гардероба, которая может быть красивой и приятной. Она, как мы выяснили, имеет длительную и интересную историю происхождения.

История головного убора

Одна из первых шляп изображена на надгробном рисунке в Фивах: человек мужского пола в шляпе сделанной, предположительно, из соломы. Древние греки относились к головным уборам консервативно и носили их исключительно в дальних странствиях и долгих путешествиях. Но именно тогда зародились пара основных вариантов шляп : то, что мы определяем "шапкой " и "шляпой ".

Шапка, как и греческий пилос, нечто вроде чепчика, обтягивающего голову, без наличия полей. И головной убор как греческий петасос, убор с тульей и в обязательном порядке с полями. В нём было комфортно странствовать в непогоду, а если не было ветра и дождливо, петасос перемещали на спину, ведь он висел на ремне или ленте.

Давно головной убор являлся признаком владычества, богатства и процветания. Так, например, в Древнем Египте только наместник фараона мог носить головной убор (большой плат из полосатой ткани), на который надевалась корона. Все прочие, помимо подневольных рабов, довольствовались париками из натурального волокна.

В Древней Греции и мужчины и дамы гуляли с непокрытой головой, лишь странствуя носили головной убор в виде невысокой круглой фетровой шляпы с небольшими полями (в такого рода головном уборе на фресках и в скульптурах изображался вестник божеств быстрый Гермес).

В средневековье кавалеры и женский пол надевали накидки или плащи с капюшонами. Капюшоны имели всевозможные конфигурации. Иногда окончание капюшона было таким длинным, что он свисал гораздо ниже талии.

В средние столетия шляпы становятся украшением и символом роскоши, богатства, успеха. Люди украшают их перьями, мехом, лентами, бантами и драгоценными камнями. Вот каким образом пишет один монах-августинец (ХV век): -"То тщеславная дама одевает мужской капюшон, либо приобретенную роскошную вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, или применяет аксессуар на лоб (или грудь) то носит вокруг шеи коралловые бусы и, наконец, приобретенные блестящие волосы почившей женщины.

С Востока пошла мода на тюрбаны, а в Европе они получили самое емкое распространение. Их надевали и кавалеры, и женский пол. Тюрбаном персы называли ткань, которой обвязывали свою голову. От персов такой головной убор распространился по всему мусульманскому миру. В XVII и XVIII веках тюрбан, как головной убор, исчезает из европейской моды и возрождается снова исключительно во времена похода Наполеона в Египет (мода ампир) и снова во время второй мировой войны. Приближенной к тюрбану являлась чалма - полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и т.д. и т.п. В Средней Азии такой головной убор не разрешали носить поденщикам и бедным гражданам, - все-таки прочие мужчины примерно с 5 лет имели на него право. Чалма могла быть праздничной и домашней, запросто трансформироваться в пояс-кушак. В средневековье в Европе появился новый головной убор - чепец. Сначала его применяли для купания и сна, как дамы, так и мужчины.

Мужской чепец мог иметь длинный конец, ниспадающий набок. Позднее мужчины от этого так ого убора отказались, а дамы носили его до второй половины XIX века.

В XIV и XV веках в Европе господствовала французская мода.

Головные уборы были длиннющими и острыми, как конусы. У мужского пола они были исключительно украшены павлиньими перышками. Тогда же высокой известностью пользовались войлочные головные уборы, произведенные русскими мастерами.

Издревле на головах восточных славян всех сословий возвышались шапки, расширяющиеся кверху. У крепостных головные уборы имели высокую тулью, сужающуюся кверху, и были сваляны из войлока. Встречались и низенькие шапочки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей - мурмолки. Франты и стрельцы в XVII веке надевали шапки с низеньким меховым околышем и высокой, острой мягкой бархатной тульей.

Сословие бояр предпочитало многослойные шапки. На дому на их головах возвышалась расшитая шапка -тафья (или скуфья). Уходя за порог, поверх нее надевали колпачек и горлатнуюшапку (ее шили из пушнины, приходящегося на горло зверя). По этой шапке можно было отличить боярина от всех остальных.

На Руси за мужем женщины и вовсе не могли ходить «простоволосыми». Все они носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.

Французская революция упрощает головной убор , позволяет сделать его проще. Республиканцы помещают на свою голову красный фригийский колпак, декорированный трехцветными кокардами и ленточками, окрашенными в национальные цвета. Фригийский колпак появился еще в античность. В ту пору римским рабам находиться с покрытой головой запрещали, и потому те, кому удавалось освободиться, тут же водружали на головы небольшие колпаки, конфигурация которых была заимствована у фригийцев. Их так и называли - "шапками свободы". Так в веках перекликается мода на головные уборы, олицетворяющие стремление человека к свободомыслию. Шапки декорируются трехцветными значками и лентами, окрашенными в национальные цвета.

Чем ближе к настоящему времени, тем быстрее изменяются веяния моды в мире головных уборов .



В начале XVIII столетия поля головных уборов стали нагибать в нескольких местах. Со временем загнутые вверх поля формируют постоянный фасон, и шляпку начинают кроить немного иначе. Рождается треуголка - шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эру рококо ее носит и женский пол, в XVII и XVIII веках треуголка становится частью форменной одежды. В финале XVIII столетия ее победила двухугольная шляпа. Она быстро сворачивалась и помещалась под мышкой мужчины, когда ему приходилось быть на приеме или балу.

В Англии все носят цилиндр - высокую шляпу с короткими полями. Для удобства рождается и раскладной цилиндр - шапокляк (шляпа Гибуса) на проволочном каркасе. Эту шляпу , что просто уплощалась до блинчика и пряталась под мышку, в 1835 году изобрел парижанин Гибус. До 1914 года шапокляк, как дополнение к фраку, стал принадлежностью бального туалета мужчин. Параллельно с цилиндром, еще с XVIII столетия, в моде была касторовая шляпа из дорогого сукна весьма искусной выработки, для ее производства применялся козий пух. Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 г. возникло нечто общее - котелок.

Котелок имеет узкие ровные поля и усиленнную сферическую тулью, он фактически во все времена черного цвета, исключительно изредка серого. В лондонском Сити, до середины XX века, котелок совместно с зонтом считался типичным для деловой одежды. В 1850-е годы стал популярен и капот - маленькая, высоко надетая дамская шляпа , но уже в финале XIX века ее носили только женщины в возрасте.

На рубеже XIX и XX столетий рождается канотье - соломенная шляпка с жесткой плоской круглой тульей и довольно ровными полями.

Современный головной убор .

Кроме маленьких, плотно облегающих голову шляп и вязаных шапочек , популярны шляпы с полями . В летний период обычно надевают соломенные шляпы , холодной осенью - фетровые, велюровые, из тканого материала. Зимние шапочки имеют непритязательные очертания: это шляпы типа чалмы, традиционно русские ушанки , кубанки и токи.

Иное дело - шляпы .

"Я испытываю интерес к шляпам . Сколько же их было у меня! Все они элегантны и забавны, эксцентричны и драматичны, каждая доставляет удовольствие. По-моему, даму в шляпе забыть нельзя", - говорила Софи Лорен.


Выбрать шляпу к лицу нелегко. Шляпка - это последний штрих, который или удачно завершит костюм, или, зачастую, его испортит. Головной убор должен украшать, подчеркивать индивидуальность. Филипп Трейси, три раза награжденный британской премией как самый лучший дизайнер аксессуаров, позволяет своим клиентам выбрать головной убор: "Дело не в том, чтобы полностью поменять вашу внешность, шляпы должны помочь вам быть привлекательнее". То есть незаурядному сильному характеру и шляпа требуется соответствующая - неординарная и необычная.

Современные шляпы нередко имеют шикарную декоративную отделку в виде веночков, букетов или муляжных фруктов, как и в середине шестидесятых годов. Букеты могут быть крайне необычной расцветки, например, из тканого материала в горошек, клетку или полоску, фрукты как естественной, так и вызывающе яркой раскраски. Скромные кокетливые шляпы могут декорироваться перышками и небольшими украшениями.

Колониальный народный стиль в одежде дополняет шляпка из соломки либо пальмовых черешков, джинсовый стиль - шляпа из кожи и жесткого фетра. Композиции из современных тканей (так называемых технотканей) смотрятся абсолютными со шляпками из прозрачного цветного винила несложного фасона.

Ну а закончить справедливо будет замечательной фразой, которую очень давно произнес Э.М. Ремарк, и, естественно же, был прав: "Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов".

Головной убор - это последний штрих в вашем имидже!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: