Как разговаривать с наглыми чеченцами. Характер чеченца
Вы гость Чеченской Республики? Турист? Проезжаете мимо? Как вести себя в Чеченской Республике? Какие правила надо знать посещая Чечню? Какие обычаи должен знать турист, посещающий эту республику? Как вести себя? Какие правила нужно знать, чтобы не оплашать? Чтобы не сделать нечто, что не вписывается в рамки поведения человека в Чечне?
Так или иначе, но Вы в первый раз в Чеченской Республике. Мы рады каждому гостю, и хотим, чтобы посещение нашей республики навсегда осталось в Вашей памяти. Поэтому хотим, чтобы Вы помнили и соблюдали кое-какие правила, соблюдая которые, Вы не попадете во всякие неприятные ситуации, и хорошо проведете время. Помните, что каждый народ уникален по своему. И к культуре каждого из них нужно относится с уважением. Наши правила помогут Вам в этом.
Как вести себя в месяц Рамазан (Рамадан) гостю Чеченской Республики?
Начнем с того, в каком месяце Вы посещаете Чечню. Уточните у встречающих по телефону или по приезду, настал ли месяц Рамазан? Каждый год по солнечному календарю его наступление смещается на десять дней вперед. Так что, если десять лет назад месяц Рамазан был ноябре-декабре, то в этом году он уже в августе-сентябре. Уточняйте. В этот месяц чеченцы (как все мусульмане мира) держат пост - уразу. У мусульман это очень строгий пост: нельзя есть ничего, нельзя пить, курить, жевать резинку, сквернословить, держать в зубах спичку, принимать лекарства (некоторые можно, но это уже отдельная тема для обсуждения, Вам ни к чему). Конечно, Вы можете встретить на улицах Грозного людей, курящих сигарету или жующих жвачку, но знайте, что это - абсолютно невоспитанная часть "горных" представителей чеченцев. Не надо брать их в пример. Берите пример с одного русского телевизионщика, который однажды был откомандирован в Грозный. По приезду он стоял на улице с местными. Спрашивал о месяце Рамазан, в частности о запретах. В конце концов, удивляясь тому, что нельзя ничего есть, спросил про жевательную резинку: "А жвачку то хоть можно жевать?" Получив отрицательный ответ, он тут же выкинул изо рта резинку и обиженно произнес: "Что же Вы раньше не сказали?". Так что, если Вы не хотите, чтобы на Вас оборачивались, смотрели укоризненно, то, пожалуйста, ведите себя так, как и все остальные местные жители.
Не удивляйтесь, пожалуйста, неприятному запаху изо рта у собеседников. Конечно, это порой бывает неприятно, особенно, если у человека проблема с зубами. Но поверьте, собеседник это знает, и ничего не может поделать. Нельзя ему пожевать мятную резинку, просто нельзя. Так что, если вы почуяли неприятный запах изо рта у собеседника, не приписывайте это его неряшливости и небрежности. Утром он старательно почистил зубы. Просто в течении дня он ничего не ел и не пил. Оттого и запах. Если Ваш собеседник забылся, и, разговаривая с Вами приблизился слишком близко (и Вы, чтобы не выглядеть нетактичным, не отодвигаетесь, но чувствуете запах), то просто тактично, как бы невзначай, спросите его: "У тебя ураза?". Вопрос можно задавать даже перебивая собеседника. Это вполне привычный в этот месяц вопрос. Задавая его, Вы не перебиваете собеседника, а просто интересуетесь его состоянием. В любом случае, он поймет, что на что Вы намекаете, и немного отстранится от Вас, при этом не обижась.
Наверняка, Вы не найдете общепитовских заведений в дневное время суток. Вернее, найдете их закрытыми. По мусульманским законам, разговляться (т.е. принять пищу после удержания поста) можно с наступлением темноты. Всё дневное время (с раннего утра до самого вечера) есть и пить нельзя.
Однако, есть заведения, которые работают и в дневное время. Дело в том, что даже среди истинных мусульман есть такие, кто не может держать пост по состоянию здоровья. Есть и пить они могут, но делают это крайне скрытно. Среди них и такие, кто по сути, тоже испытывает трудности поста, даже не держа уразу. Ведь когда все кругом голодают, то и сам, поневоле, не сможешь вдоволь наесться, а только заморить червячка получается.
Не удивляйтесь, пожалуйста, тому, что Вас встречают в доме как-то сухо. Столы не накрыты, еда не приготовлена... Если в семье все держат уразу, то и готовить нет смысла. В любое другое время Вас сразу же пригласили бы к столу. Но не в месяц Рамазан. Приготовлением хозяйки занимаются ближе к вечеру, за час-полтора до разговления. Днем в кухне бывает пусто. Если можете, то потерпите чуток. Ограничьтесь чаем. Вам его обязательно подадут. Зато вечером столы будут поистине царскими, и Вас ждет королевский ужин! Разговление - ежедневный праздник для мусульманина, державшего пост. Если Вы найдете пищу недосоленной, или пересоленной, или слишком острой, то не надо злиться на хозяйку. Помните, что она готовила еду, держа пост. А значит не могла попробовать ее на вкус. Не укоряйте ее. Об этом, конечно, можно сказать вслух. Но никто не обидиться. Все знают, что пища приготовлена постящейся женщиной. К тому же, для человека, который целый день ничего не ел, даже простой хлеб и вода - королевская пища! Что уж говорить о таких мелочах как соль и перец, когда перед тобой еда и ее можно есть!!!)))
Не удивляйтесь также тому, что через некоторое время после разговления хозяева снова принимают за еду. Организм постящегося быстро восполняет потраченную энергию. Тем более, на следующий день тоже надо будет держать пост, а значит, для утоления голода остается только ночь. Вот и едят мусульмане вечером два раза. Хотя, не все следуют этому.
Внешний вид. Как одеваются чеченцы? Какую одежду носить гостю Чеченской Республики?
Если Вы женщина, и посещаете Чеченскую Республику, то должны знать, что в Чечне не носят мини-юбок, облегающих джинс (в принципе, в последнее время женщины вообще не носят какие-либо брюки или штаны), полупрозрачных кофточек, с открытыми декольте, коротких маек, обнажающих живот и тому подобной одежды. Постарайтесь одеться скромно, не вызывающе, так, как это требует Ислам, в котором женщинам запрещено обнажать части тела. Несоблюдение этого правила грозит реальными проблемами. Вашим спутникам-мужчинам придется не сладко, так как недовольные Вашим внешним видом чеченцы в первую очередь обратятся к мужчинам, Вас сопровождающим. А им, в свою очередь, придется объяснять, что Ваш вызывающий внешний вид - не признак Вашего безразличия к нормам Ислама, а всего лишь неосведомленность. Но лучше избегать таких ситуаций. Посмотрите на себя в зеркало, и постарайтесь, чтобы на Вашем туловище не была обнажена хоть малейшая часть. Выбирайте верхнюю одежды такую, чтобы она могла прикрывать хотя бы вернюю часть рук, в районе плечей, примерно до середины бицепса. Не забудьте взять с собой головной платок. В некоторые заведения без него просто напросто не пустят. Нижняя часть одежды не должна быть короткой. Мини-юбку и брюки сразу оставляйте дома. Минимальная длина юбки должна прикрывать колени.
В целом, Ваш внешний вид не должен быть вызывающим и ярким. На Кавказе не любят выделяться (как Вы заметили, в Мсокве, к примеру, кавказцев можно узнать по темным кожанным курткам))), так что не выделяйтесь и Вы. Никаких ярких цветов. Не бойтесь! Если Вы забудитесь и наденете что-то яркое, то ничего не произойдет. Никто не будет бросаться на Вас. Тут вполне нормальные, думающие люди. Все поймут, что вы приезжая. Просто смотреть на Вас будут все. Если Вам это нравиться, то пожалуйста, одеватесь ярко!))) Если Вам вслед прозвучат непонятные шутки, то не обижайтесь. Это местная "гопота". На таких нигде не обижаются.
Если Вы мужчина, то должны знать, что у чеченцев существуют адаты, неписанные законы. И если в Исламе мужчине разрешено ходить с голым торсом и обнаженными голенями, то согласно чеченским адатам, это крайняя степень распущенности. Поэтому, советуем Вам не одевать шорты или бриджи, а носить только брюки нормальной (до шиколоток) длины. Не рекомендуется также носить майки без рукавов. Даже если у Вас превосходный бицепс, то не надо оголять руки до самого плеча. Пусть на Ваших майках будет рукав хотя бы на 10-15 сантиметров. Не надо растегивать рубашку так, чтобы видна была волосатая грудь или золотая цепочка. Так в Чечне не ходят. Одна, максимум две растегнутые на груди пуговица - предел.
Помните также, что в Чечне не встречаются представители таких неформальных молодежных течений как "готы", "панки", "скины", "эмо" и т.п. Так что постарайтесь хоть на время пребывания в Чеченской Республики отказаться от такого стиля одежды и стать нормальным человеком. О стиле "гомо" мы вообще промолчим.))
Нелепо будет смотреться и деловой костюм на улицах Грозного. Их носят только на работе. На улице - только если Вы вышли из офиса, из машины, и т.п. Ходить по магазинам, улицам, парку в костюме - нелепо. Но это не страшная ошибка.
Автомобили. Как себя вести, если Вы приехали на своей машине? Чеченские правила дорожного движения.
Если Вы приехали в Чеченскую Республику за рулем своего авто, то мы Вас предупреждаем: "проезжая на зеленый свет - смотрите по сторонам!". Помните правило: чем дороже иномарка - тем больше полномочий у владельца. Так что в случае аварии даже по его вине, придется долго разбираться. Так же надо помнить, что в Чечне запрещена любая тонировка стекол. Это, конечно, касается только простых смертных. Если Вы сотрудник прокуратуры, судья, министр, или еще какой-то чиновник с ооооочееееень крутой ксивой, то тонируйте хоть на 100 процентов.)))
Помните также, что пешеход в Чечне может перейти дорогу в любом месте, не обязательно по "зебре". Это неписанное правило. Если Вы собьете пешехода не на зебре или на ней (всякое может случиться), то отвезите его сами в больницу, - скорая помощь в Чечне только называется "скорой". Не ждите чьей-то помощи. Если Вы действительно были не виноваты в этом, то Вам не будут предъявлять обвинений и подавать дело в суд. Родственники пешехода Вас поблагодарят за то, что Вы не оставили человека на дороге и доставили его в больницу.
Если Вы поломались в дороге и Вам помог проезжающий водитель, то перед прощанием обязательно поблагодарите его и пожмите крепко руку. Ни в коем случае не предлагайте деньги! Этим Вы обидите человека. Деньги можно предложить только таксисту, если он взял Вас на буксир. Можно так же сказать фразу: "Что мы можем для Вас сделать? Чем помочь?" Это аналог фразы на чеченском языке. На русском языке может звучит неуместно и нелепо, но это вполне нормальная фраза и очень уместная в такой ситуации.
Другие правила и пожелания гостям Чеченской Республики.
Если Вы голосовали на дороге, и Вас подвозит машина без шашечек (не такси), то с Вас не обязательно возьмут деньги. Вы конечно, предложите на всякий случай. Если водитель скажет: "Сколько не жалко", то платите 100 рублей, или 150, как захотите. Это средняя стоимость поездки по городу. 150 - из одного конца города в другой, 100 - от центра в любой конец города. Если же водитель говорит, что ничего не надо платить, то не настаивайте, а искренне скажите ему "Спасибо", выходите, и перед тем как закрыть дверь пожелайте ему счастливой дороги.
Помните, что нельзя проходить между двумя собеседниками. Надо обходить их. Ваш проход между ними - демонстрация Вашего неуважения. Чревато непониманием и проблемами.
Нельзя пересекать дорогу старикам. Если он далеко, то ничего страшного, но если Вы столкнулись с пожилым человеком и не пропустили его, прошли прямо перед ним, то это некрасиво.
Помните, что на Кавказе гостеприимство - превыше всего! Но не надо им злоупотреблять. Если каждый просит Вас зайти в дом, отдохнуть, поесть, поспать, то это не значит, что Вы должны следовать за ним. Зачастую, приглашающий испытывает трудности дома (у него уже могут быть гости, или маленькая квартира, большая шумная семья, или пустой холодильник), но согласно обычаям, даже испытывая такие трудности, он обязан пригласить к себе гостя. Тактично откажитесь один, а затем и второй раз. Если же приглашающий и после этого настаивает, то тогда, если хотите, примите его приглашение. В этом случае, человек действительно хочет пригласить к себе и располагает всеми условиями для этого.
Если Вас попросили дать позвонить с Вашего мобильного телефона - не отказывайте. Это не обязательно грабеж.
Если Вам нужна помощь, то просто попросите об этом любого встречного. Скажите ему, что Вы гость, что Вы потерялись, что Вам нужно то-то и то-то. Вам обязательно помогут. Не надо бояться чеченцев. Они такие же люди как и все остальные во всем мире. Не подходите с такими вопросами к представителям правоохранительных структур. Каждый из них может быть на ответственном задании. Да и выражаются они на незнакомом обычным людям языке. Впрочем, милиционеры такие же милиционеры, как и во всей России.
Некрасиво спрашивать о местонахождении туалета у представителей противоположного пола. Мужчины у мужчин, женщины у женщин. Притом, спрашивать такое принято в пол-голоса. Вообще, темы сугубо интимного, или сeксуального характера между разными полами не обсуждаются. Забудьте про мат. Он присутствует только при разговоре мужчин. Женщины его практически не употребляют. Не употребляется мат также и в разговоре мужчин с женщинами. Тем более некрасиво ходить по улице и разговарить матом с собеседником так, что Вас слышат прохожие.
Девушки в Чеченской Республике не курят. Поэтому если Вы девушка, и Вам срочно нужно покурить, то сделайте это в таком месте, где Вас никто не увидит: в машине, в доме, в отдельной кабинке кафе.
Мужчинам курить можно. Но при появлении пожилого человека, дедушки или бабушки, лучше тактично спрятать сигарету за спиной. В Чечне уважают преклонный возраст.
Здороваться с чеченскими девушками за руку не принято. Ограничивайтесь словестным приветствием. Вообще, ни в коем случае не касайтесь девушки. Это запрет.
The Village поговорил с чеченской девушкой, переехавшей с родителями в Москву, о том, почему чеченская молодёжь консервативнее своих родителей и как одеваться, заниматься спортом, выходить замуж, предохраняться, если ты - мусульманка.
О жизни в Чечне
Мы переехали из Чечни, как и большинство семей, во время войны - мне было три года. Папе предложили работу в Казахстане, и дюжину лет мы прожили там. Я ходила в местную школу, там почти все дети были русские. Потом по семейным делам мы вернулись в Чечню. Отец решил, что детям полезно знать свои корни.
В нашем родном городе и в послевоенное время, и по сей день нет нормальных школ. Все профессора и образованные учителя во время войны уехали, а осталось в основном сельское население. Нет ни домашних заданий, ни толком занятий, а учителя часто сами делают ошибки. Ребята заняты чем угодно, но только не учёбой: девочки думают о свиданиях, у парней своё на уме.
Но везде есть свои минусы и плюсы. Один из плюсов - менталитет. В Чечне всё прилично: никакого мата или грубостей от окружающих вы не услышите, особенно от девушек. Но первое время мне всё равно было очень тяжело, особенно из-за отношений со сверстниками. Долго не могла найти себе подругу: мне было совершенно не о чем с ними говорить.
Уже в восьмом-девятом классе все девочки - потенциальные невесты, к которым присматриваются те, у кого есть сыновья или племянники. К 10-му классу тебе уже все начинают намекать. Но и девушки сами не против: ходят на свадьбы знакомых, где к ним присматриваются. Думаю, это связано с тем, что молодым людям в Чечне толком негде знакомиться. Клубов, как в Москве, нет, поэтому отношения выстраиваются по устоявшимся традициям.
О семейных традициях
Мы переехали в Москву несколько лет назад. Сначала моему папе предложили здесь работу, а потом я поступила в московский вуз и переехала к нему. Остальная моя семья живёт в Чечне, и мы периодически их навещаем. У меня не было никаких проблем с адаптацией, потому что мы долго прожили в Казахстане. Единственное, что для меня было странным, - в Москве все куда-то вечно торопятся.
У меня очень консервативная семья, поэтому мы соблюдаем многие традиции. Есть, правда, совсем старые обычаи, которым уже мало кто придаёт значение. Например, пока отец не сядет за стол, остальные не могут есть: у нас такого в семье нет. Бывают особые праздники, когда сперва едят мужчины, потом дети, и последними - женщины. Но это связано скорее с тем, что надо успеть всех покормить, а места не хватает.
В моей семье всё строго, но доверительно. Если у тебя какие-то проблемы, то всё решается через мать, которая уже потом говорит с отцом. У меня, как и во всех чеченских семьях, строго ограничены гулянья. Если из-за учёбы или по другой уважительной причине я задерживаюсь допоздна, то, как правило, за мной приезжает папа.
Могу задержаться с подругой до 20 часов. Один раз летом я не усмотрела за временем и задержалась до 21 часа - ох и влетело мне потом! Но что поделать? Темно, да и нельзя у нас. Хотя девушки в Грозном выходят с братьями и поздно вечером. С родными можно хоть до ночи.
Я могу приводить домой только своих подруг, но не молодых людей. У нас девочки и мальчики, родные родственники, принципиально живут в разных комнатах. Это связано больше с созреванием: мальчики не должны знать, как там всё у девушек. Не будешь же ты при брате переодеваться?
Я очень религиозный человек, но не фанатик. Как и большинство, соблюдаю Рамадан лет с 12. Первый раз было три дня, а с 15 лет я держу Рамадан весь месяц. Это обязательно для каждого мусульманина, если ему позволяет здоровье. Соблюдать Рамадан и делать пять раз в день намаз - не самые сложные вещи.
Я не хожу в мечеть, обычно молюсь дома. Это связано с удобством: мне необходимы некоторые вещи, одежда. Поэтому лучше я приду домой после учёбы и сделаю несколько намазов подряд. При этом дома я могу молиться рядом со своим братом. Единственное время, когда нельзя молиться, - во время менструации.
Сейчас в интернете и на телевидении очень много откровенной рекламы, фильмов с эротическими сценами. Каждый сам решает, смотреть такое или нет. За этим не следят. Просто ты не можешь смотреть такие фильмы с родителями, родственниками или своим парнем. Возможно с сестрой, если она близка тебе, или с подругой. Это запрещает не менталитет, а религия. Но и в вопросе религии никто не следит за тобой, это дело совести. Нужно самому понимать, что плохо и не дозволено, а что нет.
О чеченском WhatsApp и ИГИЛ
Конфликтов в Москве у меня не возникало. В меня никто не тыкал и не шептал за спиной, мол, «понаехали». Бывают, конечно, шутки в мою сторону. «У неё братья - снайперы на крыше. Говорить с ней нельзя, не садись рядом» - что-то такое говорят в университете, но я отношусь к этому с иронией. По мне, национальные конфликты - самые глупые.
Все чеченцы в Москве знают друг друга через одного. Все стараются общаться, встречаться, особенно молодёжь. Чеченцев можно встретить чаще всего в торговых центрах: например, в «Европейском», «Афимолле» или «Фестивале». Старшее поколение ходит в разные рестораны.
В университете все чеченцы общаются друг с другом. Если ты увидела в потоке чеченку, то вы по-любому будете общаться. Все думают, это потому, что мы другие национальности за людей не считаем, но это не так. Куда проще общаться с человеком твоего же менталитета и мировоззрения: не придётся объяснять миллион непонятных правил.
Конечно, у нас бывают конфликты между собой, но, если случаются какие-то неприятности, чеченцы держатся очень сплочённо. Существует предубеждение, что если тебя кто-то обидит, то сразу приедут разбираться твои чеченские братья. Честно говоря, доля правды в этом есть. Если парень-чеченец знать не знает девушку-чеченку, но видит, что с ней происходит конфликтная ситуация, он за неё заступится. У меня была смешная история на первом курсе: ко мне подошёл мальчик-чеченец с другого потока и произнёс целую речь. Сказал, что, если кто-то меня обидит, надо сразу обращаться к нему.
Среди чеченцев очень популярен WhatsApp - он есть практически у всех. Приложением активно пользуются женщины и девушки, потому что WhatsApp - главный источник информации и сплетен. В остальном чеченцы, как и остальные жители нашей страны, сидят в «ВКонтакте». Те, кто уехал из России, - в Facebook.
Я знаю, что многие молодые ребята, чрезмерно увлечённые религией, относятся положительно к ИГИЛ (в 2014 году Исламское государство было признано террористической организацией, а её деятельность на территории Российской Федерации была запрещена). Они считают, что поехать в Сирию - хорошо, нужно бороться, защищать своих братьев по вере и свою религию. Значит, это джихад. Но они почему-то не помнят о словах пророка Мухаммеда (с.а.в.), что в исламе «рай под ногами матери» (видимо, подразумевается притча о мужчине, который спросил у пророка Мухаммеда, стоит ли участвовать в военном походе. Пророк, узнав, что у спрашивающего жива мать, сказал: «Иди к ней и будь неотлучно с ней, воистину рай - под её ногами»). Без разрешения родителей делать такие вещи - огромный грех.
Я отношусь ко всему этому негативно. Лично видела, сколько слёз льют матери тех ребят, которые уехали в Сирию, - оттуда часто возвращают их трупы. Поступок студентки МГУ мне совершенно непонятен.
О запрете на пижаму и любви к YSL
Мы не носим брюки: cчитается, что это мужская одежда. Поэтому мы не надеваем пижамы или джинсы. Есть чеченские семьи, в которых можно девочкам в пижамах по дому ходить, но в моей - нет. Наш отец запретил носить нам брюки лет в 11. Я могу ходить дома в домашнем коротком платье, это отец разрешает. А если на улице холодно, надо надевать тёплые колготки. Вообще, у меня есть одна пара штанов для зимы. В сильный мороз я их надеваю на улицу, и то - когда папа не видит.
В моём вузе есть физкультура, и я на неё хожу. Но есть мусульманки, которые не ходят: просто проплачивают или делают справки. В Чечне во многих школах девочек физкультурой особо не напрягают. А в Москве всё зависит от отца, от мужчины: считает ли он это нормальным. Если не разрешает, то берут девушке справку.
У нас в школе мальчики и девочки занимались вместе, но девочки особо не участвовали - сидели на скамейке. Потом появился один преподаватель советской закалки, который заставлял девочек хотя бы играть в волейбол или теннис. Многие девочки занимаются спортом до седьмого-восьмого класса, а потом всё - нельзя. На занятия физкультурой девочки надевают юбки или лосины спортивного плана, а поверх - длинные туники.
Настоящая чеченка должна одеваться без понтов. На первом месте - скромность, воспитание: именно это и надо подчёркивать. Обязательна юбка ниже колена (хотя сейчас редко кто так ходит), закрытые плечи и платок на голове. Вообще, я считаю, надо носить большие красивые платки, которые выглядят благороднее, чем косынки, как у доярок. Нас такие «треугольники» заставляли носить в чеченской школе.
В Москве я встречала по-разному одетых девушек: кто-то любит спортивный стиль (юбка с кроссовками), кто-то в чёрном, есть те, кто предпочитает более классический наряд. Среди чеченок очень популярен дом моды Etro. Пять лет назад стали открываться всякие чеченские фирмы, одна из самых известных - Firdaws. Самое главное - чтобы одежда соответствовала правилам, а так многие одеваются в той же Zara. Я заметила, что девушки любят сумки Louis Vuitton.
А сумки Yves Saint Laurent - у каждой второй чеченки.
Образ чеченки и мусульманки - разные вещи. Чеченка своим внешним видом показывает скромность и благородность, но при этом одевается современно.
А хиджабом ты не можешь показать моду и современность. Это, наоборот, такая вещь, которая прячет тебя от внешнего мира, потому что Коран предписывает женщинам «прикрывать свой аурат» - всё то, что может вызвать какие-то плохие мысли.
В Чечне сейчас есть ужасная мода: девушки покупают яркие вещи и носят безумное количество макияжа. Ты проходишь мимо них и не можешь не посмотреть, а это уже противоречит самой идее хиджаба. Свою красоту ты можешь показывать семье, а целиком - только мужу. Надевая хиджаб, ты можешь только чуть-чуть подкрасить глаза. Никаких накрашенных губ - это уже грех: ими ты вызовешь порочные мысли.
О свиданиях
Моя мама воспитывалась в соответствии с адатами (доисламские обычаи и народные юридические практики), и меня она растила по ним. Поэтому я стараюсь соответствовать канону чеченской девушки, несмотря на новые веяния. Парни сейчас очень расстроены тем, что большинство девушек ведут себя неподобающе. Во времена моей мамы девушки не вздумали бы грубить мужчине, а сейчас многие чеченки могут ответить так, что мало не покажется.
В послевоенное время все разъехались из Чечни по разным городам и странам, и девушки воспитывались вдалеке от родины, впитывали другой образ жизни. Если сейчас на них посмотреть, то сразу и не скажешь, чеченки ли они. Поэтому у многих парней включается опекунство: так они пытаются сохранить образ чеченской девушки, которая не должна разговаривать с посторонними, а должна быть скромной и неприкосновенной. При этом нельзя быть высокомерной, надо вызывать уважение.
Раньше чеченские девушки вообще не выходили за порог своего дома - с ними можно было познакомиться, только когда они шли к роднику за водой. Моя мама уже могла выйти на свидания. Это не значит, что можно было держаться за руки. Всё сдержанно: гуляли на расстоянии метра в сопровождении сестры или подруги девушки. Конечно, пара могла отойти поговорить. Мама могла выйти к одному, ко второму.
Классический сценарий того, как складываются отношения между чеченскими парнем и девушкой, сейчас такой. Парню нравится девушка, он достаёт её номер и зовёт на свидание. В Чечне все знают, что девушка может общаться с другими парнями, только пока она не замужем, в поиске. Когда у пары уже всё серьёзно, девушка не должна больше ни с кем общаться. В Москве нравы строже: даже если общение только началось, парни очень категорично относятся к твоему общению с другими молодыми людьми. Сейчас молодые люди гуляют, но на большой дистанции друг от друга. Подходить близко к девушке не просто некрасиво, а запрещено по адату. Даже будучи супругами, вы не должны прилюдно выражать свои эмоции и чувства: отношения - не для публики.
Даже если ты встречаешься с молодым человеком очень долго, до брака секса у вас быть не может. Это запрещено и в исламе, и по адатам. Даже сегодня недевственницы рассматриваются как второсортные невесты. Если парень уважает себя и свою семью, он никогда не возьмёт в жёны такую девушку. Если девушка уже побывала замужем, на неё спрос падает. Но если женщина овдовела и хранит верность умершему мужу, её очень уважают.
Я дружу со своей мамой, но не настолько, чтобы обсуждать с ней свою личную жизнь. Мне кажется, напрямую такое обсуждать неприлично. Могу намекнуть, но не больше. Для меня секс до брака недопустим. Как и раньше, добрачный секс в Чечне очень строго осуждается. Лет двадцать назад за такое мог убить и собственный отец. Может быть, для кого-то это дико, но нас так воспитывают с детства. Вести вольный образ жизни - значит оскорблять честь своей семьи, а это большой грех.
О замужестве
Замуж я смогу выйти только за мусульманина. Но я не осуждаю тех, кто выходит замуж за нечеченцев. Для меня важнее религия, чем национальность. Мой отец, очень консервативный человек, скорее всего, настоит на том, чтобы будущий зять был всё-таки чеченцем. Я хочу традиционную семью, но без экстремизма. Хочется, чтобы я и мой будущий муж смотрели в одном направлении, чтобы у нас была общая цель, он разделял моё мировоззрение.
Поколение моего отца - те, кому около пятидесяти, - больше придерживается адатов, чем религии. Жёны, сёстры, мамы могут ухаживать за мужчинами, нести всё на себе, а у мужей - любовницы. Жена страдает, но молчит - этого я не могу понять. Для моих сверстников ислам превыше всего, у них более уважительное отношение к женщинам.
Нормально выходить замуж в 20–23 года. Раньше выдавали девушек моложе 18 лет. Если не вышла замуж в 25, то тебе уже идут предложения от мужчин 30–40 лет. Если тебе уже 30, то выйти замуж тяжелее: часто такие женщины выходят замуж за разведённых или вдовцов 40–50 лет. Меня родители не торопят: мама хочет, чтобы я сама выбрала и время, и человека. Конечно, они тоже будут смотреть: нормальный ли он, из хорошей ли семьи. Но они сами знают, что я плохого человека не выберу. Со мной ничего не сделают, если я не выйду замуж. Но родители будут расстроены: всё-таки замужество и дальнейшее благополучие дочери - счастье для любой мамы.
О многожёнстве и свадьбе Луизы
Говоря о многожёнстве, надо понимать, что есть те, кто воспринимает ислам правильно, и те, кто трактует его под себя. Некоторые мусульмане (преимущественно в Дагестане) берут себе вторую жену, чтобы люди не тыкали в неё пальцем, как в любовницу. Потому что в исламе нельзя иметь женщину на стороне, это карается очень строго - грех. В исламе многожёнство разрешено только в том случае, если ты по-настоящему религиозный человек и сможешь в равной степени осчастливить своих жён. Это тяжело.
К женитьбе 17-летней Луизы Гойлабиевой и Нажуда Гучигова, человека Кадырова, я отношусь неоднозначно. Я ещё понимаю разницу в 15 лет между супругами, когда, например, женщине 40, а мужчине - 55. Женщины раньше стареют, и это будет выглядеть нормально, тем более с возрастом. Но когда между людьми такая большая разница? Бесспорно ясно, зачем ему такая молодая женщина.
Разница в возрасте меня смущает так же, как и тот факт, что это вторая жена. Хотя бывают разные ситуации. Например, у тебя уже есть молодая жена и ты берёшь себе какую-нибудь вдову постарше под крыло из благородных целей.
А тут понятно, из каких целей. Никак не могу это оправдать. Даже если там есть какие-то чувства, мне кажется, девочка очень наивна: повелась на деньги, статус. Видимо, не думала, что всё так далеко зайдёт.
Свадьба Луизы была не по традиции. Мы не ходим в загс. Все мои знакомые говорили: «Они бы ещё „Горько!“ кричали». Всё это - политический ход. И лицо невесты убитое, как на похоронах, - это чересчур. Даже западные страны уже знают об этой ситуации.
Я много раз была на традиционных чеченских свадьбах. По чеченскому обычаю невеста на свадьбе не должна проявлять никаких эмоций: замужество для неё означает разлуку с домом. Это, по сути, печальное событие, и сторона невесты ничего не празднует, они выдают невесту. Празднует сторона мужа.
В чеченских обычаях не парень делает предложение, а девушка. Она даёт кольцо или какую-то свою вещь как обещание, что ни за кого больше замуж не выйдет.
А если потом передумала и собралась замуж за другого, первый может прийти и забрать тебя, предъявив эту вещь. Родственники уже ничего не смогут сделать: сама виновата, раз пообещала. Иначе роняешь честь семьи.
При помолвке обычно кто-то из старших - брат или отец - приходит в дом девушки, разговаривает с её отцом, сообщает о намерениях. Как правило, отец девушки не в курсе её отношений, если ему жена не рассказала. Напрямую отец и дочь тему никогда не обсуждают. Если у меня появится молодой человек, я не буду говорить отцу: нельзя, некрасиво.
О контрацепции и разводах
После выхода замуж всякое общение женщины с другими мужчинами полностью прекращается. Только лет через десять возможны какие-то разговоры.
По адатам, женщине положено молчать и слушаться мужчину. Жена должна советовать и помогать, быть опорой, но последнее слово - за её мужем.
Есть несколько вариантов поведения чеченской жены: либо она даёт понять, что всё решает мужчина, а она на втором плане, либо она манипулирует мужем, но выглядит это так, будто он опять главный. В семьях бывают и партнёрские отношения, и все вопросы решают совместно.
Разводы в мусульманском праве не практикуются. О них не может быть и речи. Если у тебя какие-то проблемы в семье, надо терпеть и не жаловаться. Раньше женщин даже били - в старшем поколении особенно много таких историй. Сейчас это тоже иногда встречается. Если тебя избил муж, это не афишируют. Раньше вообще это ни с кем не обсуждали и жили дальше с таким мужчиной. Если совсем всё плохо, ты можешь вернуться обратно в семью. Но если ты выходила замуж без одобрения родителей, тебя не примут назад: сама виновата. У нас браки редко кто оформляет в загсе, поэтому формально нет проблем с разводом. Но если вы зарегистрировались, ты можешь уйти в свою семью, не подавая заявление.
Предохраняться или нет - личное дело каждого. Сейчас молодые и адекватные люди пользуются контрацептивами. В исламе на это, насколько я знаю, запрета нет. Главное - чтобы всё происходило в браке. Не обязательно, чтобы в семье было 20 детей: пусть будет один, но хорошо воспитанный. В исламе всё очень просто и логично, а хорошее не запрещается. Просто некоторые люди усложняют сам ислам.
В исламе беременная женщина и мать имеют огромное значение. Аборты запрещены, но в Коране есть оговорки. Аборт разрешён, например, если беременность угрожает жизни женщины. Если срок немаленький, женщина может собой пожертвовать - и будет в раю за такой поступок.
В случае, если ребёнок может родиться инвалидом, аборт категорически невозможен: на всё воля Всевышнего, ребёнок может выздороветь. И если родился инвалид, значит, это испытание от Всевышнего и нужно пройти его достойно. Инвалид тоже имеет право на жизнь, и сделать его счастливым, по исламу, тоже возможно.
Жена должна советовать и помогать, быть опорой, но последнее слово - за её мужем. Если у тебя какие-то проблемы в семье, надо терпеть и не жаловаться
О карьере
Испокон веков считалось, что вся ответственность за семью лежит на мужчине, поэтому раньше чеченские женщины не работали. Считалось, что если женщина хочет работать, значит, её муж недостаточно обеспечивает. Мужчины чувствовали себя за это униженными.
Сейчас всё изменилось, и у наших женщин появилась возможность работать. Всё зависит от твоего желания, а парни к этому относятся спокойнее. Конечно, мужчинам хочется, чтобы дома было уютно, и поэтому дом всегда на первом месте. Ты можешь работать, но в доме всё равно должно быть всё приготовлено и убрано. Муж, приходя с работы, не должен думать ничего плохого.
Я сейчас учусь и в будущем планирую работать по специальности. Надеюсь, что человек, с которым я захочу связать свою жизнь, будет не против. Я считаю, что работа должна быть для души, а не ради денег. Чеченские девушки учатся самым разным специальностям, но главное при этом - не выходить за рамки приличия. Журналистом чеченская женщина вполне может стать.
Есть профессии, о которых чеченские женщины десять лет назад и подумать не могли. Например, работа моделью в чеченском доме моды. Там нет ничего такого, как в мировой модельной индустрии, но раньше и это казалось нереальным. Сейчас вообще появилось очень много талантливых чеченцев-фотографов, художников, творческих людей. Прежде это казалось странным: мол, ты чеченец и занимаешься таким. У нас на родине даже не принимали великого Эсамбаева (Махмуд Эсамбаев - чеченский артист балета, актёр и балетмейстер).
Сейчас чеченские мужчины заинтересованы в образованных жёнах. Может, кому-то и проще купить своей женщине диплом, чтобы она меньше времени тратила в вузе. Но обычно мужчина только за, если девушка получает высшее образование.
Я чеченка, выросшая в Москве. В силу своего окружения и легкого доступа к информации, особенно к книгам философов, я очень быстро поняла, что наша семья отличается от семей детей, которые меня окружают. С самого детства родители убеждали меня, что то, как мы живём - правильно и порядочно, что чеченцы - самый лучший народ(в принципе, национализм свойствен народам с небольшой популяцией, что, в прочем, их абсолютно не оправдывает), а все, что я вижу вокруг - неправильно. В принципе, есть много аспектов. Я просто напишу факты. Надеюсь, что разъяснения того, что это значит, не понадобится.
1.Даже если твой брат младше тебя, ты обязана его слушаться. Почему? Просто потому, что у него есть Y набор хромосом, а у тебя - нет.
2.Ты обязана «покрывать» свою голову, носить только юбки по колено и кофты с длинными рукавами. Всем плевать на твои предпочтения, не соблюдаешь правила = не чеченка. То, когда от тебя будут требовать это, зависит от того, насколько взросло ты выглядишь, где ты живёшь, насколько консервативен твой отец(ибо мнение матери считается ничем по сравнению с мнением отца) и куда ты идёшь. Если, не дай печенка, увидишь родственника/знакомого(что, в общем, одно и тоже, так как чеченцы вступают в брак, в основном, только с людьми своей национальности, от чего каждый чеченец каким-либо образом связан с другим), то это вскоре разнесется по всей чеченской диаспоре, хотя то, как ты ходишь, никого не должно волновать. Как говорил Шопенгауэр: «Кто придаёт большое значение мнению людей, делает им слишком много чести». Тем не менее, в Чеченец самым важным для человека является именно мнение окружающих о нем.
3.Ты всегда должна вставать, проявляя своё уважение, если в комнату зайдёт кто-то мужского пола, кто старше/такого же возраста, как и ты. Не важно, что ты делаешь: ешь, пишешь диссертацию, делаешь непрямой массаж сердца - ты обязана встать, иначе тебя обязательно упрекнут в невоспитанности и крепко отругают дома.
4.Ты не можешь каким-либо образом общаться с людьми противоположного пола. Особенно с русскими. Мои родители/родственники, если я вступаю в какой-то новый коллектив, всегда спрашивают меня: «Ну как, много хороших девочек встретила?». Мальчишки априори исключены. Максимум, кто может знать о том, что ты с ними общаешься - мать.
5.Женщины сидят отдельно от мужчин(опять таки, исключая «своих»). Считается, что у мужчин «мужские темы», а у женщин, соотвественно, «женские». Также, мужчины могут материться, что считается «неприемлем» для женского слуха.
6.Образование тебе нужно для того, чтобы получше выскочить замуж. Да и вообще, все, что ты делаешь - ухаживаешь за внешностью, занимаешься любимыми вещами, стремишься к образованию - все это нужно лишь для того, чтобы во время поисков жены ты стояла повыше других «товаров». Как страстно ты бы не относилась, предположим, к науке, никого не будет волновать то, что ты хочешь получить сначала хотя бы кандидатскую степень. Семья должна быть для тебя главной целью в жизни, даже если ты несогласна.
7.Мужчинам можно встречаться до свадьбы, в том числе и с девушками другой национальности, в то время как максимум, что могут делать девушки - ходить на свидание с предложенным родиьелями и родственниками партнером, вместе с подругами/сёстрами/маленьким братом(или любым другим представителем мужского пола, чей возраст не превышает 10 лет), чтобы люди не говорили, что на вашем свидании вы делали что-то «неприличное и недойстойное». Если ты задашь вопрос, почему это так, то ответят лишь «ну они же парни, им нужно развлекаться». Никого не волнует, что девушки также хотят заводить отношения, как и парни.
8.Самое главное в тебе - твоя «честь» или, по-другому, девственность. Об этом девушке говорят абсолютно все. Если ты «нечиста», то тебя никто не возьмёт замуж. Поэтому, к вдовам/развденным женщинам(что весьма редко, ибо считается позором для семьи женщины) относятся так, словно они второсортные люди.
9.Очень важно, чтобы женщина была здоровой как физически, так и психически. Если у неё есть какие-то аутоиммунные заболевания или серьёзные психические расстройства, то она считается маргиналом и недочеловеком, запасным вариантом(второе, собственно, свойственно не только чеченцам, но и большинству). При этом, личные качества особо никем не учитываются.
10.Ты не можешь приглашать на свадьбу никого из своих родственников. Ты должна стоять целый день на этой дикой вечеринке, опустив глаза вниз, не принимая пищу или даже напитки. Или, коротко говоря, быть этаким «трофеем» на всеобщем обозрении. В это время твой будущий муж будет на мальчишнике вместе со своими друзьями, от души веселиться и выпивать.
11.Тебя никогда особо не отпускают погулять, а тем более - ночевать, в то время как твои братья могут отсутствовать хоть каждый день. Ген SRY даёт им существенное приемущество.
12.Об образовании заграницей можно даже не думать. Это возможно лишь в трёх случаях:
I)У тебя есть муж.
II)Твоя семья переезжает с тобой.
III)У тебя есть там взрослые близкие родственники.
В любом другом случае дорога туда закрыта.
13.Ты не имеешь право говорить о вещах, которые тебе нравятся, если они интеллектуальные. Помню, однажды я исправила одного своего родственника, когда он сказал, что галактик всего 7, что равно счастливому числу у мусульман. Я сказала ему, что галактик как минимум 100-200 млрд. После данного мероприятия, меня отвели в сторонку и сказали, что девушка не должна быть умнее мужчины или как-то показывать знания. Если подвести итог разговора, то твоя индивидуальность должна быть смыта и переделана. Ты должна быть тихой, скромной и послушной, заботиться сначала о своей семье, а потом о семье своего мужа.
14.Большинство спортов тебе будут закрыты после 14 дет. И это ещё в наиболее либеральных семьях. Можно не мечтать о таких вещах, как баскетбол, волейбол, верховая езда и другое.Это изначально не особо женское дело, которое, к тому же, проводится в «неподобающей» одежде, показывающей «слишком многое».
15.Если ты как-то пытаешься противостоять этим правилам, то в итоге:
а)Тебя избивают и «наставляют на путь истинный»
б)Убивают(если ты нарушила что-то серьёзное. Например, совершила измену)
г)Изгоняют из общества. Ты больше не часть семьи. Никто не будет с тобой говорить. Ты больше не существуешь/существуешь лишь в порицательных рассказах мам для своих дочерей.
Все, что я перечислила, это лишь основная часть.
В итоге, я хочу сказать, что чеченки живут в среде полного сексизма, в стиле Средневековья, тогда как снаружи они видят другую, современную жизнь. Насчёт этого есть как плохие, так и хорошие новости. На данный момент, чеченская молодёжь делится на две группы: на более либеральных людей, которые понимают, что такая жизнь приводит только к худшему, и те, которые яро отстаивают позицию своих предков.
Те, кто живут в других городах/странах, вынужденны выбирать между своими убеждениями, убеждениями общества и убеждениями родины, что весьма прискорбно.
P.S.Ах да, выбирать лучше надо «женскую» профессию, как, например, доктор.
То, как вы живёте - правильно и порядочно, чеченцы - самый лучший народ, а все, что ты видишь вокруг - неправильно. И нефиг грязным русским свиньям общаться с чистыми чеченскими девственницами! Продолжайте в том же духе! Кавказ - сила!
У чеченцев есть свой кодекс чести – «нохчалла». Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуются представители данной национальности испокон веков.
Гостеприимство и доброжелательность
Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому горного народа.
Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми – горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать – все это соблюдается неукоснительно.
Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови – чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь – чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.
Ни баринов, ни крепостных
«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо – среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных – у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.
Если дружба, то крепче стали
Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое – и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу – прощения не будет.
Особое отношение к женщине
Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.
У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать – это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.
Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.
Не гордыня, но гордость
Общеизвестно, что чеченцы – очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо – испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу – жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям. «Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость, на которую нохчо обрек иноверца, непростительна – на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.
Ваха Усманов, инженер (имя и фамилия вымышленные)
— Ты живешь в Москве больше двадцати лет. Кем ты себя ощущаешь: москвичом, московским чеченцем, просто чеченцем?
Конечно, я — чеченец. И, конечно, я — москвич. Но я понимаю, что ты хочешь спросить: есть ли разница между московскими чеченцами и теми, кто живет в Республике?
Здесь нужно оговорить: мы рассуждаем о нынешних временах, а не об СССР. Потому что, когда я приехал учиться в Москву, а это было в середине 80-х, все было по-другому. Я после армии поступил в университет, мною вся родня гордилась. Я поступал как армеец, а не по национальной квоте. Моим сокурсникам было глубоко все равно, откуда я. С Кавказа, и ладно. Никто дагестанцев от нас не отличал. Были сложности как у всех провинциалов: огромный город, новые люди, было трудно учиться жить в другой бытовой культуре. Я подчеркну: бытовой. Потому что тогда была и общая культура. И речь не только о литературе и кино, а о том, как себя вести.
— Что ты подразумеваешь под «бытовой»?
Элементарные вещи: у нас совершенно другие традиции общения, например, со старшими. Меня первое время просто убивало, когда я видел, что мои однокурсницы курят при своих родителях, спорят с ними.
Да и общение со слабым полом у нас иное. Точнее, тогда было так. Как сейчас в Чечне у молодежи это происходит, я не знаю.
— Ну, давай вернемся к ощущениям твоим…
Так вот, несмотря на, как тогда говорили, «единый советский народ», я всегда знал, кто я. Не хочу говорить про войну и все, что с ней связано, извини. Но я живу в Москве 28 лет. Это мой город. Я знаю тут все пробки и весь центр. Меня, как любого москвича, дико раздражают плитка собянинская и мигранты.
— Подожди, мигранты откуда? Из Средней Азии или твои соотечественники?
Да все те, кто ведет себя здесь не так, как обычный житель мегаполиса. Ты думаешь, если меня подрезает кавказец на тонированной девятке, я думаю что-то отличное от тебя в этой ситуации? Да, я не буду орать: «В своем ауле так води», но, поверь, так же бесит.
И когда возмущаются тем, что баранов в праздники на улице режут, я на стороне тех, кто возмущается. Отмечай, режь — но только там, где можно, чтобы не мешать другим.
— Ты часто ездишь в Чечню? Как ты себя там чувствуешь?
Давно не был. Так обстоятельства складываются.
— Ощущаешь ли ты негативное к себе отношение, когда люди узнают твою национальность? Тебе приходилось сталкиваться с открытой неприязнью из-за того, что ты чеченец?
Опять-таки, дели вопрос на СССР, на 90-е и на нынешнее время. Про Союз я сказал. В 90-е было странно. Мои друзья-нечеченцы, а таких большинство, старательно делали вид, что ничего не происходит, — никогда со мной о войне не говорили. Доходило до смешного. На какой-то вечеринке выхожу покурить — там все бурно обсуждают захват в Буденновске. Мой приятель, видя меня, тут же прерывается и изрекает: «У бандитов нет национальности».
Еще была ситуация в бане. А я париться хожу раз в неделю в одно и то же время. Ко мне все привыкли, откуда я — не спрашивали. Сидят мужики в парилке, об армии спорят. Я тоже ввязался и в разговоре сказал, откуда меня призвали. Молчание было минут пять. Они все переваривали, что за эти годы наговорили про Чечню и Кавказ вообще. Я говорю: «Расслабьтесь, мужики, ничего нового вы мне не сказали». Посмеялись, конечно. Но теперь стараются на скользкие, как им кажется, темы при мне не болтать.
На работе все знают, откуда я. Там никогда, даже во время «Норд-Оста», никакого лично к себе негатива я не чувствовал.
Честно говоря, и с незнакомыми тоже. Может, потому что у меня акцента нет. Хотя явно имя и фамилия кавказские. Но нет, врать не буду, я правда не сталкивался с откровенным страхом или неприязнью из-за своей национальности.
— Мы все читаем про «стреляющие свадьбы» и поведение гостей с Кавказа. Почему твои соотечественники так демонстративно дико себя ведут в столице?
Послушай, это малолетки. Если я тебе сейчас начну приводить примеры русских подростков с банками коктейлей, орущих матом у моего подъезда, ты скажешь — это другое дело. И правда, другое. Прости, но к быдлячеству своему привыкаешь. То есть мне вот недавно в электричке пришлось за шкирку двух малолеток вытаскивать — пьяные были, ругались так, что уши вяли. Но этот тип поведения москвичам знаком.
Другое мнение: история отношений России и Чечни на протяжении последних лет ни имеет никаких, даже притянутых за уши аналогов. Любая попытка представить в истории что-то хоть отдаленно похожее лишь подчеркивает абсурдную уникальность российско-чеченской ситуации. ()
А «стреляющие свадьбы»… Я это дикостью не назову, просто это в городе неуместно. Опять-таки вопрос культуры. Аборигены ходят голые где-нибудь в Африке — ты же не назовешь их некультурными? Это другая культура. Беда в том, что приехавшим в Москву юнцам никто не объяснил, как надо себя вести.
У меня аж зубы скрипят, когда я вижу «своего» в спортивных штанах где-то на Манежке. Но это поколение, выросшее уже после Советского Союза. Они же толком и не учились там. Выросли же во время войны. Со всеми атавизмами этой войны и с изломанной психикой «детей войны».
Опять же, московские чеченцы так себя не ведут.
А стрельба… На Балканах на свадьбах и крестинах палят будь здоров. Традиции такие. Я, кстати, не помню, чтобы в моем детстве кто-то стрелял. Не уверен, что и на Кавказе много таких праздников — с залпами. Это для меня тоже непонятно, хотя их мотивация ясна — для куражу.
Ты учти еще одно — алкоголь. У нас раньше была малопьющая нация. Точнее, пьющая вино. Хотя и самогон, и коньяк — все было, но как-то в меру. Про наркотики во времена своей юности я вообще не ведал.
Не буду голословен, не знаю, как с этим дела в Чечне обстоят. Но сам был неоднократным свидетелем: приезжают учиться сюда молодые, и постепенно начинаются и алкоголь без меры, и трава. А пить не умеют совсем, ну и понеслось...
— При тебе коллеги это обсуждают?
Да. Я им говорю то же, что тебе сейчас.
— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их объясняешь? Отстаиваешь?
Ну, ценности, наверное, у меня общечеловеческие. Разница в традициях и менталитете есть. Но давай так: я говорю про себя лично.
У нас жесткое табу на публичное обсуждение и ведение разговора на тему полов и половых отношений. Даже в сугубо мужской компании на это вето.
Ну и третье: отношение с родителями, со старшими и вообще семья. Вот моя жена, когда приезжают мои родственники, молча им подает на стол и уходит к себе в комнату. Но это не более чем традиционное поведение. Хотя когда мы дома одни или с друзьями, все иначе.
И вот по всем этим трем пунктам мне приходится страшно спорить со своими русскими друзьями. Они не понимают этого, а принять не хотят. Мои объяснения, что так принято, что это обычай как обычай, например, что невеста не присутствует на собственной свадьбе, не действуют.
Но я уже привык к таким вопросам и недоумению, типа: как же так, ты с нами выпиваешь, почему ты, взрослый, образованный человек, не можешь поступать в присутствии родственников как хочешь. Да дело в том, что я хочу, чтобы им было комфортно! Чтобы не было за меня стыдно.
В конце концов, это с детства — привычка безоговорочно слушаться старших. Да, наверное, многое в личной жизни у меня пошло бы по-другому, если бы я мог не то чтобы спорить — хотя бы не воспринимать совет родителей как прямое указание к действию, но это внутри сидит: сказали старшие — обязан сделать.
— А как бы ты решил проблему, которую деликатно называют «отношение к выходцам с Кавказа»? Ее можно решить в принципе?
В Москве легко бы решил. Пускать сюда только тех, кто приезжает действительно учиться или работать, а не лоботрясничать на родительские деньги. Жестко контролировать занятость приезжих с Кавказа.
А дальше скажу то, почему я и попросил об анонимности этого интервью, — меня на родине вряд ли в этом поймут. Я бы запретил землячество. То есть не землячество как таковое, а вот эту клановость. Ведь как сейчас в вузах — все кавказцы тусят вместе. Они общаются друг с другом, выпендриваются друг перед другом, и дальше то, что ты назвала «диким поведением». И так везде. Например, устроился кто-то в Воркуте в милицию. Тут же родственники шлют племянника: мол, пристрой. И ты, что делать, пристраиваешь — так положено.
Должно быть вот как. Допустим, вы владеете магазином. Отлично. Но продавцы у вас должны быть не ваши …юродные братья и племянники, а местные. Потому что, приезжая в Россию, молодые чеченцы ничего о ней, по сути, не знают. Варятся в котле родственников, а русские для них остаются чужими и совершенно незнакомыми. Вот они видят: идет девушка в мини и с сигаретой. И мысли у них простые: она доступна. Они ничего о вас не знают, видят лишь внешнее.
А окуни их, как меня в свое время, в среду другую — быстро бы поняли, что к чему.
Не будет землячеств — не будет и ситуации, когда задержанного за что-то кавказца приезжает выкупать толпа.
То же и в армии: я у себя в роте был один чеченец, и все нормально. Надо служить не вместе с земляками. Это невольно же — сбиваешься в одну кучу со своими. А дальше логично: остальные становятся по ту сторону. А в армии чувство землячества обострено.
Можно много говорить о воспитании в самой Чечне, правда, я в этом некомпетентен. Но как бы тебя ни воспитывали дома, в гостях ты должен приноравливаться. И будешь это делать, если будешь знать: никакой дядя тебя не выручит и за тебя не заплатит.
Уверяю тебя: если сюда будут приезжать только по делу и жить самостоятельно, без этого вечного кучкования, все быстро наладится.
Да, еще — никаких национальных квот на учебу. Пусть приезжают и поступают на общих основаниях и учатся так же, чтобы можно было их отчислять. По квоте-то стараются им трешечку натянуть… Увидишь: в разы меньше будет бесцельно слоняющейся около своих вузов молодежи.
— Как раз хотела спросить. Смотри: в бытовых конфликтах между чеченцами и русскими в Москве обычно участвуют молодые чеченцы. Кажется, что именно они более агрессивны, чем более зрелые, взрослые чеченцы, скажем, твоего возраста и старше. Пытаетесь ли вы решить проблему молодых чеченцев?
Да, такая проблема есть. Не знаю, как решить. С нами-то они тише воды ниже травы — слова лишнего не позволят. Те, кто не застал СССР, для меня терра инкогнита — то есть я вижу, что мы говорим на одном языке, они знают мои обычаи, но и только. Люди с другой планеты для меня.
У меня есть приятель, компьютерщик. К нему 18-летний племянник из Шали приехал. Казалось бы, какой айтишник не найдет общего языка с современным подростком, который с утра до вечера у ноутбука торчит? Не нашли. «Я не знаю, о чем с ним можно разговаривать. Он абсолютно темный. То есть непросто неграмотный, а табула раса», — это друг потом жаловался. А у парнишки, между прочим, прекрасные баллы по ЕГЭ.
Опять же, молодые чеченцы, о которых ты спрашиваешь, приехавшие. Выросшие в Москве, естественно, другие.
Правда, не знаю, думал уже много раз об этом. Выпороть бы их... Повторюсь: со старшими чеченцами, то есть с нами, они ж мегакорректны.
— А как чеченцы — и те, кто приезжает в Москву, и те, кто проживает в самой Чечне, — относятся к русским? Многие русские говорят, что они в лучшем случае чувствуют к себе пренебрежение вперемешку с насмешками, в худшем — агрессию.
Про современную Чечню не скажу. Но когда я слышу, что, мол, мы — моноэтническая нация, мне смешно. Всегда женились на русских. Замуж да, выходили редко. Но смешанных браков было полно. Вспомни Джохара Дудаева. Так что раньше все было нормально.
А спрашивать, как московские чеченцы относятся к русским… Я даже себе так не формулирую. Для меня есть конкретные люди, все от них зависит. Я что, думаю, что ты русская? Ты — это ты, и все.
— «Хватит кормить Кавказ» — ты поддерживаешь этот лозунг, столь популярный среди многих россиян?
Опять же, не знаю. Я не слишком представляю сейчас экономику Чечни. С одной стороны, разрушено же было все. С другой — я сам все время думаю: откуда у 18-летних пацанов мерседесы? И ведь много таких по Москве ездит.
Скажу банальность: убрать бы везде взяточников, откаты, «договоримся» и все, что вы, журналисты, называете коррупцией, — тогда кормить пришлось бы меньше. Но ведь кому-то и здесь выгодна эта кормежка?
Турпал Сулаев, бизнесмен (имя и фамилия вымышленные)
— Два десятилетия в столице — срок немалый. Ты москвич, московский чеченец или просто чеченец? Кем себя ощущаешь?
Каково мне с самоидентификацией — так, надо полагать, звучит вопрос? Отвечу просто, безо всяких: каким родился, таким и уродился.
Постараюсь объяснить. Для чеченца свобода — это главное. Все мы рождаемся свободными — мы это уяснили еще задолго до Декларации прав человека. Далеко задолго. «Здравствуй» по-чеченски «ходи свободным» переводится. На этом зиждется чеченское Все.
— Когда люди в Москве узнают твою национальность, ты чувствуешь опаску или негатив с их стороны?
И то, и другое ощущал, причем еще в советское, предельно интернациональное время. Нацмен — советский эвфемизм. Типа «чурки». Хотя по типу я европеоид. По-аглицки, если кто не знает, caucasian. Кавказец то есть. Это так в свое время ревнители чистоты расы эталон белой расы назвали. Ирония судьбы...
Скажет мне кто такое в лицо — не позавидуют ему боги. Отметелю. Говорят же шотландцы, кстати, тоже в основе своей горцы: Nemo me impune lacessit («Никто не тронет меня безнаказанно»).
Но не скажу, что особо парюсь по этому поводу, вырос уже.
— «Стреляющие свадьбы», танцы на улицах, гонки на крутых машинах... Почему твои соотечественники периодически так дико себя ведут?
«Стреляющие свадьбы» — честно сказать, это в генах. Почитайте классиков русских. В частности, самого достойного — Михаила Юрьевича Лермонтова. Почему называю его по батюшке? А потому что, будучи пацаном лет 25, он проявлял чудеса храбрости и мужского, воинского достоинства. Воин, одним словом.
Ну еще Толстого «Хаджи Мурат». Если недостаточно, то Германа Садулаева, если кто не знаком. Человек, никогда не воевавший, описал, как чеченец чувствует оружие. Я, например, в свое время острую зубную боль утолял выстрелами из «Шмеля». Такие мы.
Хотя клоунов развелось тьма. Уверен, из рогатки не умеют стрелять. Серьезно.
— Проблема чеченских отцов и чеченских детей: молодые кажутся более резкими, агрессивными, ведут себя вызывающе. Действительно ли есть проблема молодого поколения чеченцев? Если такая проблема есть, вы, взрослые чеченцы, пытаетесь ее как-то решить?
Ведут они себя так потому, что я не они, пардон за тавтологию. Они дети не тех родителей. Дети нуворишей-light, отпрыски чиновничков вороватых из колониальной администрации. Дотационные, одним словом. Чего вы от них в столице метрополии, съеденной жуткой коррозией упадка, хотите?
— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их отстаиваешь?
Ценности чеченца на самом деле не сильно разнятся с ценностями мужчины любой национальности.
Старших еще уважаем вдобавок.
— Что самое тяжелое для тебя как для чеченца в Москве?
Ксенофобия зашкаливает. А так терпимо. Хотя не должно быть в столице 150-миллионного государства терпимо. «Я так думаю!» — как говорил Фрунзик из «Мимино».
Да нет, здесь ничего тяжелого. Более двадцати лет живу. Было бы невмоготу —слинял бы. Хотя, честно сказать, семья не в Москве давно уже (семья нашего собеседника проживает за границей — Ред. ). Я тут работаю, одинешенький.
— А проблему зашкаливающей, по твоим словам, ксенофобии решить вообще реально?
Решить проблему выходцев с Кавказа? Загнули вы эка! Звучит по-медицински. Догадываюсь, сколько народу именно так и считает!
Если всерьез, то поселил бы людей, ответственных за это самое решение, на пару годиков в Лондон, Нью-Йорк, Торонто или Париж. Может, научились бы чему дельному. Хотя подозреваю, их семьи как раз там и учатся мультикультурности. Плавятся, так сказать, в котле, как сыр в масле.
— А как чеченцы относятся к русским?
Отношение к русским? Более 200 лет противостояния, два геноцида в одном ХХ веке. Как к старшему брату, как гласила советская пропаганда? Да нет. Далеко нет.
Хотя в далеких 80-х, когда я чабанил высоко в горах Кавказа (не хотел осенью в армию идти), один взрослый человек (похоже на начало банальнейшего тоста?) мне сказал: никогда не недооценивай русского Ивана. Так и сказал. А он знал, что говорит: 25 лет в Туруханском крае срок «мотал» и сам был далеко не робкого десятка. Почти как «отец народов» — налетчик.
Наверное, есть проблема отношения молодых чеченцев к русским. Странно было бы, если бы не было после двух войн почти на истребление на протяжении всей их молодой жизни.
Как я пытаюсь решить эту проблему? Женился на русской. Без шуток.
— Есть такой лозунг: «Хватит кормить Кавказ». Что ты о нем думаешь?
«Хватить кормить Кавказ» — предвыборный клич для охлоса. Были бы поумнее — статистические данные пролистали бы…
Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов