Инновационные методы работы с родителями в доу. Консультация для педагогов "инновационные формы работы с родителями в детском саду" Инновационные работы с родителями в детском саду
Жукова Лилия Абузяровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ "ЛИК" "Детский сад №17"
Населённый пункт:
г.о.Отрадный, Самарская область
Наименование материала:
Электронная презентация
Тема:
"Инновационные формы работы с родителями"
Дата публикации:
13.11.2017
Раздел:
дошкольное образование
СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК» «Детский сад №17»
г.о.Отрадный 2017
«Инновационные формы
работы с родителями
в ДОУ»
Подготовила: Жукова Л.А.
ИДЕЯ
Главная идея взаимодействия педагога с
родителями – это сотрудничество!
Сотрудничество предполагает не только
взаимные действия, но и взаимопонимание,
взаимоуважение, взаимодоверие,
взаимовлияние.
Активная совместная работа педагогов и
родителей позволяет лучше узнать друг
друга, способствует усилению
взаимоотношений.
ЦЕЛЬ
Создание условий для благоприятного
климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и
партнерских отношений с
родителями.
Вовлечение семьи в единое
образовательное пространство.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
* Родительские собрания.
* Консультации.
* Анкетирование, опросы.
* Информационные стенды, папки.
* Дни открытых дверей.
* Индивидуальные беседы.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
* Семейная игротека (семейное чтение, играем
* Участие в проектах («Моя
семья», «Путешествие одного
слова и др.).
* Уют руками родителей.
* Инновационный подход – создание
электронной страницы группы в
интернете.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
* Тренинги.
* Семейные гостиные.
* Мастер-классы.
* Ведение сайта ДОУ.
* День добрых дел.
* Круглый стол.
* Семейные вернисажи.
* День открытых дверей.
* Устный педагогический журнал.
* Кафедра семейных традиций.
* Вечер вопросов и ответов.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
ЗАКОН ПЕДАГОГА:
«УЛЫБКА»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Создание комфорта в группе
Легкое общение
Взаимопонимание
Активное участие родителей в жизни группы
Мотивация педагогов к новым идеям
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ: - родительское собрание на тему
«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»;
Выставка совместного творчества на тему
«Осенние фантазии» (поделки, рисунки);
Педагогическая лаборатория (обсуждение
участия родителей в совместных мероприятиях
на текущий учебный год);
Социальный проект на тему «Моя город – моя
Продолжение работы в интернет - группе Viber;
ОКТЯБРЬ: - читательская конференция для детей
(мама Воронцова Т.А. проводит досуг чтения по
мотивам произведения С.Маршака «Сказка о
глупом мышонке», затем сказка обсуждается и
проигрываются отдельные эпизоды);
Совместное спортивное развлечение «Папа,
мама, я – спортивная семья!» (совместно с
инструктором по физкультуре);
Создание «Книжкиной копилки» (совместная
работа по пополнению содержания «Книжкиной
копилки» по теме недели);
Подготовка и проведение осеннего утренника;
Акция «Сбор макулатуры»
НОЯБРЬ: - день добрых дел (совместное «лечение» книг);
Маршрут выходного дня к памятным местам города;
Встреча с логопедом Бураковой А.В. На тему
«Артикуляционная гимнастика как средство развития
артикуляционного аппарата;
Творческая выставка «Волшебные руки наших мам!»;
День открытых дверей, посвященный Всероссийскому дню
ДЕКАБРЬ: игровое моделирование (ролевое проигрывание
проблемных ситуаций семейного воспитания)4
Мини-эксперимент (включение родителей в
исследовательскую деятельность);
Подготовка и проведение новогоднего утренника
ЯНВАРЬ: - создание медиатеки;
Уют руками родителей (создание из фанеры
ширмы, мобильных стеллажей);
Семинар-практикум (взаимодействие в триаде
родитель-психолог-педагог);
ФЕВРАЛЬ: - посещение семей;
Семейная игротека «Играем и
экспериментируем» (игры на кухне, игры на
природе);
Совместный досуг;
Семейный клуб «Активисты нашей семьи»
МАРТ: - мастер-класс по экспериментальной
деятельности для родителей;
Педагогическая ширма (вопрос-ответ, практические
советы по узкой теме);
Экологическая тропа;
Совместная подготовка и проведение утренника,
АПРЕЛЬ: - родительский клуб(взаимный обмен опыта
знаний по проблемам воспитания детей,
способствующий углублению понимания и изменению
некоторых жизненных представлений участников);
Деловая игра;
Встреча с интересными людьми
МАЙ: - бюро педагогических услуг;
Семейный вернисаж на тему…..;
Практический семинар «Знания ПДД родителями»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Родительское собрание на тему
«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»
с использованием электронной
презентации
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уют руками родителей (оформление кукольного уголка из подручных средств)
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Совместная творческая выставка поделок и рисунков на тему «Осенние
фантазии»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Акция «Сбор макулатуры»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
Мастер - класс
В ПЛАНАХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОВМЕСТНОЙ
РАБОТЫ
* Внедрение родительского опыта через
форумы, родительские клубы, создание
медиатеки, организацию
тематических вечеров,
организацию совместных
театральных постановок,
маршрутов выходного дня,
коммуникативные тренинги
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
УСПЕШНОЙ РАБОТЫ
«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»
Кадочникова Наталья Алексеевна
Государственное Казенное Коммунальное Предприятие
«Ясли-сад № 11» г. Павлодар
Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.
Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.
Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.
На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.
Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.
Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.
Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.
Все посещения фиксируются в тетради посещений.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.
Информационно-аналитическое направление
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.
На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.
Познавательное направление
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
К познавательному процессу относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).
Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
Родительские уголки, папки – передвижки; семейный и групповые альбомы; библиотека – передвижка, фотомонтаж; фотовыставки; семейный вернисаж.
В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.
После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде».
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.
Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей.
Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в детском саду. Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
ЗАЯВКА
На участие в семинаре для педагогов и воспитателей детских садов
Ф.И.О . : Кадочникова Наталья Алексеевна
Направление 1 : « Инновационные образовательные технологии в ДОУ».
Место работы : Государственное Казенное Коммунальное Предприятие
«Ясли-сад № 11» г. Павлодар
Должность : Воспитатель Дошкольных Учреждений
Почтовый адрес : 140000, г.Павлодар, ул.Ак.Сатпаева 251
Телефон домашний : 61-71-96
Телефон мобильный : 87471274207
Е- mail :
Болдырева Татьяна Юрьевна
Ремнёва Лариса Петровна
Пожидаева Екатерина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДО №28 «Ладушки»
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:
- Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
- использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
- совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
- день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
- «круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
- Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
- детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
- мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
- собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
- собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
- собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
- родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);
- тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей);
- клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
- выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).
В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
- Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
- Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.
Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.
Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
- Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.:Каро, 2005.
- Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 2002.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Слайд 1.
Тема: «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только сотрудничество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»
Слайд 2.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы.
Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Однако, больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Слайд 3.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Поэтому нам, педагогам, необходимо выработать новую философию взаимодействия с семьей, пересмотреть свою роль и позицию.
Слайд 4.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.
Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.
- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения педагога.
У чет индивидуальности ребенка . Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
У крепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .
- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Слайд 5.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Слайд 6.
Функции работы ДОУ с семьей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
Психолого - педагогическое просвещение родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Слайд 7.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Форма проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» и др.
Досуговые
Цель : установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Форма проведения общения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах и др. мероприятиях.
Познавательные
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Форма проведения общения: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей и т.д.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Форма проведения общения: информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек и т.д.
Слайд 8.
Во всей этой работе невозможно обойтись без использования современных ИКТ.
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Теперь с уверенностью можно сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. Поэтому хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму работы с родителями - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.
Цель обобщения положительного семейного опыта - повышение активности родителей по обмену опытом семейного воспитания.
Слайд 9.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А для этого педагогу необходимо пересмотреть свою роль, свою позицию, встав на путь сотрудничества, партнерства с родителями.
Роль педагога – сотрудника, партнера:
1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5.Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Слайд 10.
Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог.
Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Список литературы
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006.
- Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. - М.: Айрис-пресс, 2006.
Н.А. Киселёва, Н.Р. Мусина, воспитатели
МБДОУ № 67 «Берёзка»,
Г. Нижнекамск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНОВАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является работа с родителями.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);
Индивидуальные (беседы, консультации);
Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).
Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:
Познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, брейн-ринг);
Информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);
Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);
Наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.
Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.
Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.
Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.
Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.
«В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие)
«Путешествуйте с нами, путешествуйте сами» (познавательное развитие)
«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей)
«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие)
Основными целями работы семейных клубов являются:
Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
Повышение педагогической компетентности родителей;
Обмен опытом семейного воспитания;
Укрепление детско-родительских отношений;
Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, видиопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и взрослых. Проектная деятельность участников клуба имеет определенную тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба.
«Школа молодой семьи» решает следующие задачи:
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;
Выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
Способствовать сплочению родительского коллектива.
Дни сотрудничества . Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС. Тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Делаем вместе» и так далее.
Встречи за «круглым столом » расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы для встреч могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
Онлайн общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.
В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течении некоторого времени получить на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д.
Оформление летописи . Данная форма работы носит информационный характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Образ мамы» и др.
Такая работы является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот, педагог узнает каким бывает воспитанник дома.
Дискуссионные качели . Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.
Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против».В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.
Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Ожидаемые результаты введения инноваций в работу с родителями в ДОУ:
– повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
– рост родительской активности,
– установление тесного контакта с каждой семьей,
– согласование воспитательного воздействия на ребенка,
– обобщение положительного опыта семейного воспитания.
Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателю.
Список литературы
1.Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов. – М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с
2. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72
3.Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.
4.Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.